Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть / A Good Day to Die Hard. Рецензия на фильм

«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть»/ «A Good Day to Die Hard»

Режиссер: Джон Мур

Актеры: Брюс Уиллис, Джай Кортни, Себастьян Кох, Юлия Снигирь

Бюджет: $92 млн.

Продолжительность: 1 час 37 минут

Внимание! Спойлеры!

Ни для кого не секрет, что Брюс Уиллис на протяжении уже многих лет является моим любимым актёром и я смотрю с ним все фильмы вне зависимости от ожиданий и рейтинга. Продолжение серии о Джоне Маклейне не могло стать исключением, хотя ожидал я его гораздо меньше хотя бы даже предыдущей части, а если честно, то ждал с опаской. Поводов для этого было несколько. Ну, во-первых, действия фильма должны были происходить в Москве, а все мы знаем, как американцы снимают Россию в кино; во-вторых, режиссёром фильма значился некто Джон Мур, поработавший над таким калом как «Макс Пейн» и «Полёт феникса»; в-третьих, по сюжету в фильме объявлялся никому неизвестный до этого сын Маклейна, что уже буквально кричит о дефиците идей у сценаристов; ну и в-четвёртых это вот этот постер:

Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть / A Good Day to Die Hard. Рецензия на фильм

Это что ещё блядь за такое? Какого чёрта Брюс волосат и почему он выглядит так, будто его нарисовал школьник? Да даже я бы в фотожопе прилепил лицо актёра к этому телу более искусно (по крайней мере я бы учёл, что у него должна быть шея)! Даже те постеры, которые рисуют рукой для какого-то российского кинотеатра в глуши — и те смотрятся более адекватно. Это же просто пиздец, как мне кажется. Как почти стомиллионный проект мог родить такой выблевок?! Но всё же я надеялся, что фильм выйдет не таким, каким я его ожидал. К сожалению, мне придётся сильно спойлерить, потому что иначе вы просто не поверите мне. Я бы никогда не стал этого делать, будь фильм достоин хоть капли внимания. Как вы уже поняли, «Крепкий орешек 5» — идеальное поле для разноса и критики.

Джон Маклейн пробивает за своего сынка (Джека) и ему передают секретные документы, в которых указано, что он сидит в московской тюрьме и в ближайшее время предстанет в суде за убийство какого-то бандюги в ночном клубе. Первым рейсом Аэрофлота он вылетает в Москву, где его гостеприимно встречает певец-таксист, который за то, что пассажир выслушал его жуткие запевы, не берёт с него денег. Таксист в Москве, везя из аэропорта, не берёт с пассажира денег! Вот так-то. Ну это ладно — все мы привыкли к искажению реалий в кино, на то оно и кино и данная картина во многом ближе к действительности, чем многие другие голливудские фильмы про Россию. Ужас начинается дальше. В тюрьме в это же время сидит бывший олегарх Комаров, которого туда отправил его бывший компаньон Чегарин (готовящийся к выбору в какие-то президенты). У Комарова якобы есть какая-то мифическая папка с компроматом на Чегарина и она очень усложнит кандидату предвыборную кампанию, хотя непонятно как, ведь Чегарин утверждает, что «весь суд — его». Джек, в свою очередь, предлагает сдать Комарова, мол тот заказал ему убийство мужика в клубе, за возможность выступить в суде. У Чегарина — идеально выстроенная вертикаль власти, вся полиция куплена, все судьи куплены, но это не мешает ему бояться Комаровской папки и потому его люди дают «добро» на выступление Джека, живущего в России под русским именем и фамилией, но говорящего со всеми по-английски.

Во время заседания, люди Чегарина планируют дерзкий план кражи Комарова (из купленного суда, напоминаю) — видимо, чтобы тот не смог куда-то съездить за папкой. Для этого на территорию суда заезжают три BMW 7-ой серии и взрываются прямо за стеной здания, наглядно демонстрируя нелепость проверок охранниками днища автомобилей на въезде. Серьёзно: зачем они ходят вокруг машины и смотрят на днище? Неужели хоть какой-то дебил заедет на машине с прилепленной взрывчаткой (непременно моргающей или громко тикающей) к днищу автомобиля? Но и это далеко не самый глупый момент в фильме. После взрыва, в обломках бетона из густо населённого зала суда остаётся лежать почему-то только один помирающий охранник, которому для эффектности пускают несколько пуль в спину Чегаринские люди в противогазах. Больше — ни одного человека или даже трупа. Взрывчатка, судя по всему, была с напалмом и выжгла всех разом. Но это не относится к Джеку и Комарову, ведь они сидели в пластиковых будках, которые, хоть и находились у стены, за которой произошёл взрыв, не пострадали — ведь в судах, это давно известно, устанавливаются специальные взрывопрочные пластиковые будки.

Джек крадёт недоумевающего Комарова и собирается уже скрыться с места преступления на газельке, но тут на дороге появляется его батя и начинает расспрашивать, мол, как дела, чё не звонил. Пока они беседуют, в них стоят и разглядывают в прицел люди Чегарина, ведь Комаров им нужен живым, а винтовка с расстояния в 50 метров разнесёт не только похитителя Комарова, но и машину, где сидит Комаров. Этот идиотизм с беседой отца и сына под прицелом продолжается около 6 минут, потому что как только Джек садится в машину и начинает сваливать от людей Чегарина, у него обнаруживается при себе радиосвязь с Лэнгли, где сидит целый зал наблюдателей. Тут оказывается, что Джек работает на ЦРУ и всё это время шпионил в Москве, чтобы похитить Комарова, так как Чегарин опасен для национальной безопасности США. И ему нужна эта папка с компроматом, чтобы не дать Чегарину прийти к власти. Народ из Лэнгли, у которого имеется свой беспилотник над Москвой (!), сообщает Джеку, мол, что он опаздывает на 6 минут и уже никуда не успевает, миссия провалена, план Б. Но Джеку похер и он летит по мгновенно очистившейся от пробок Москве, за ним — бронированный почти-что-танк с людьми Чегарина, а за ними — угнавший грузовик Джон Маклейн. Маклейн пытается помешать танку догнать газель, разгоняясь и тараня его в зад.

Довольно затянутая и весьма сказочная погоня прерывается после того, как Маклейн, пересев за угнанный у говорящего по-английски московского бандоса Гелик, сталкивает с пути танк, который эффектно слетает с дороги и врезается в специально подготовленный грузовик с бетонными цилиндрами. После такого подвига Джек размяк и впустил отца в свою газельку. Они приехали в штаб-квартиру ЦРУ в Москве, где их ждал всего лишь один агент, которому суждено провести на экране не больше 2-ух минут, после чего его снимают хедшотом снайперы Чегарина. Видимо, после грандиозной аварии в танке, они успели выследить, куда направился Джек и сделали это просто мгновенно. Им троим удаётся сбежать от целого отряда спецназовцев (нанятого, судя по всему, только на одну перестрелку — больше они не появлялись), а по пути они уговаривают Комарова свалить в США и отдать им папку. Комаров соглашается, но при одном условии: он заберёт с собой свою дочь. Звонит ей без набора номера (видимо, у него специальный Galaxy S2 без необходимости набирать номер — он соединяет напрямую с вызываемым) и назначает встречу там, где они впервые танцевали с её матерью.

Оказывается, ключ от сейфа с папкой лежит в гостинице «Украина», а сам сейф находится… в Припяти. На встрече с дочерью в гостинице оказывается, что она заодно с Чегариным (зрителю это известно заранее после сцены с их объятиями). Для Джека становится настоящим сюрпризом то, что дочь предала отца. А теперь, внимание, вопрос. Раз Джек каким-то образом знал о готовящейся операции по краже Комарова из суда (ну ладно, пусть это будет ЦРУ и его возможности по слежке, прослушке и прочее), то почему он мог не знать о предательнице-дочери, ведь она завалилась в разрушенный зал суда с винтовкой и в противогазе вместе с командой убийц Чегарина. И ещё: если он не знал об этом взрыве, то что он собирался делать в суде? Ну сказал бы он, что Комаров нанял его для убийства — и что? Комарова посадили бы, а Джека что — отпустили? Тогда как бы он заполучил папку? Ответы на эти вопросы, наверное, не смогут дать даже сценаристы. Дочь (Юлия Снигирь) со связанным отцом собирается улететь на вертолёте, который, судя по взгляду Джека из окна гостиницы, находится на противоположной крыше другого здания, а пока она велит убить двух американцев главному убийце Чегарина. Он оказывается танцором и вместо того, чтобы просто убить отца с сыном, он ждёт, пока Джек разрежет стяжки на руках, танцуя перед ними и неся какой-то бред про то, что ненавидит американцев. В итоге Джеку и Джону удаётся сбежать через прыжок в окно на строительные леса, убегая от обстреливающего здание вертолёта, в который уже телепортировался сбежавший несколько мгновений назад танцор. Я серьёзно: люди Чегарина обладают способностью телепортации, иначе, понять как они моментально оказывались на крыше другого здания, я не могу.

Джек всё больше тает по отношению к отцу и они вместе крадут Майбах с парковки ночного клуба, с полным багажником самого разнообразного оружия, начиная от старого обреза и заканчивая гранатами и винтовками. Также, бандиты, оставившие Майбах и ключи к нему на парковке, в багажнике любезно оставили пару кожаных курток нужного размера. Отец и сын резво преодолевают путь в тысячу километров от Москвы до Припяти за несколько часов, видимо, минуя границу, потому как никаких проблем с полным багажником оружия они не испытывают, ну или на время событий фильма, Украина и Россия стали одной страной. В Припяти, тем временем, оказывается, что есть электричество и даже освещение на улицах, помогающее армии Чегарина что-то усиленно грузить в какие-то грузовики. В составе этой армии находится даже человек с указателями для садящегося вертолёта с Комаровым и его дочкой. В общем, всё что надо, уже привезли, причём наверняка они не летели и не ехали на всех этих грузовиках — им ведь доступно искусство телепортации.

Комаров вскрывает сверхзащищённый сейф, в котором долгие годы скапливалась радиация (он, судя по всему, выполнен не из свинца, а из специального металла, пропускающего радиоактивные лучи), но у Снигирь есть какой-то газ, нетрализуйющий радиацию, «поверьте ей» (цитата из фильма). После очистки воздуха, вся эта орава заваливается в огромных размеров сейф, и тут оказывается, что он полон ящиков с обогащённым ураном, для бомб, а Комаров всё это давно спланировал, чтобы воспользоваться людьми Чегарина для вывоза ящиков с ураном. Разумеется, никого из людей Чегарина вообще ни разу не заинтересовало наличие грузовиков и тракторов — все ведь прибыли за папкой, а папка могла быть огромных размеров и транспортировать её в Москву можно было бы только в грузовике, засунутым в вертолёт. После выгрузки большей части ящиков в грузовик, который погрузили в боевой вертолёт, Комаров расправляется с наивным танцором, требующим папку, а заодно удалённо душит Чегарина в спа-салоне. Комаров с дочерью тепло обнимаются и я уже ожидаю страстный поцелуй (ну а что? если уж идиотия во всём, то почему бы и нет?), но дочка награждает папу фразой «Папочка, ты гений» и убегает в вертолёт.

Пока Комаров ходит и ностальгирует по сейфу (к этому моменту вся армия куда-то снова телепортируется и остаётся только пилот, Снигирь, да лысый мужик с автоматом — вместе они ждут Комарова на выходе), появляются американцы, начинающие что-то заподозривать. Комаров делает потерянный взгляд и начинает косить под жертву, но Джона не провести — он ведь бывалый коп и сразу понял что к чему, через несколько минут обратив внимание на труп танцора и увидев ящики с надписью «О. У. 235» в сейфе. Пока американцы выводят его на чистую воду, Комаров незаметно ни для кого, кроме зрителей в зале, включает рацию под пиджаком (раздаётся характерный звук), и Снигирь слышит весь диалог у вертолёта. Так как армия уже ушла в телепорт и нужно какое-то время, чтобы вернуть её обратно, она не посылает лысого мужика и не бежит помогать папке сама, а внимательно стоит и слушает, как её отца разоблачат и убьют. После этого Джек и Джон убивают пару глухих статистов на крыше, вертолёт взлетает и начинает обстреливать здание. Джон успевает залезть во взлетающий вертолёт и даже пострелять в дверь кабины. В момент обстрела здания оказывается, что в Припяти есть не только электричество, но и газопровод, потому что пулями пробивается шланг с газом, необходимым для эффектного синего пламени после взорвавшейся гранаты Маклейна.

Джек, не имея возможности убежать из под обстрела вертолёта, остаётся на крыше здания, прячась за колонну, а Джон, произнеся свою коронную фразу «Yippee-ki-yay, motherfucker», вываливается на грузовике из вертолёта, который начинает кренить назад из-за свисающего грузовика, гружённого ураном. Брюс Уиллис в рапиде слетает с вертолёта в стекло, грузовик всё-таки вываливается, а у Снигирь закончились пули, и она, со словами «За тебя, папочка», врезается вертолётом в здание, а Джон и Джек в этот момент параллельно падают в бассейн. Вертолёт красиво взрывается, отец с сыном окончательно мирятся и летят в Америку, где их уже ждёт дочь и сестра в одном лице, а также куча агентов ЦРУ. Они под включенные вентиляторы и развивающиеся тряпки на ветру, в замедленной съёмке, без озвучки голосов, смеясь и обнимаясь прогуливаются от самолёта до аэропорта. Конец.

Честное слово, я не приврал ни в одном из эпизодов, причём некоторые тупости я ещё и опустил. Но они совсем уж безобидные — вроде использования мягких знаков в номерах автомашин, хотя подобных ляпов в фильме целая масса. Не поймите меня неправильно — я очень люблю добротные боевички и с удовольствием пересматриваю любую из частей этой серии. И я очень часто готов был мириться с шаблонными злодеями, выдающими свои планы перед убийством ГГ, и с наивными сценариями про похищение ядерных боеголовок для порабощения всего мира. Но в этом фильме создатели натурально поиздевались над всем, что было до этого в фильмах о Джоне Маклейне. Этот фильм не спасает вообще ничего, даже Брюс Уиллис, играющий на автомате. Про остальных я и вовсе молчу. Джон Маклейн всегда был харизматичным персонажем с особой хитростью, всё время случайно оказывающийся во время отпуска не в том месте, ведущий монологи с самим собой, ползая по вентиляционным шахтам, ворующий оружие у задушенных охранников… За это мы все его и полюбили. Здесь же он за весь фильм не сказал ни одной хотя бы отдалённо забавной фразы, а только и делал, что повторял, что он в отпуске. Это вообще ни хера не смешно.

Как бы это ни было грустно, имею честь утверждать, что серии о Джоне Маклейне пришёл конец. Я в этом почти уверен, потому что вряд ли сборы этого дерьмового фильма позволят снять что-либо ещё. Причин тому много, но раз уж продюсеры так явно некроморфируют умирающий киносериал, то почему бы не постараться и нанять для написания сценария людей вместо обезьян?

5 из 10.

Даже не знаю за что. За всё, что было до этого фильма, наверное. Эта часть сериала не достойна и двух баллов. Отвратнейший фильм, скатившийся в трешак, с кучей идиотизма, ляпов и бреда. Не советую вообще никому. Ну разве что поржать.