Dark side of drone

Здорово!

Вижу немой вопрос на твоём лице: что такого могло произойти, что я аж расчехлил пальцы и сел за какой-то текст впервые за 5 с лишним лет? Не то, чтобы за все эти 5 лет не о чем было написать, но такой острой необходимости, как сейчас – пожалуй, что нет. Не знаю, как это происходит у других, но у меня это выглядит как непрекращающийся поток фраз в голове, которые не заткнутся до тех пор, пока я их не изложу на «бумаге». Так что, в некотором смысле, мне необходимо облегчиться.

Сегодня я бы хотел рассказать в какой говноворот я попал этим летом из-за собственной наивности, глупости и невнимательности. Ну а главная цель, как и всегда ранее, одна – чтобы ты не повторил моих ошибок. К сожалению, в некоторых случаях у меня не получится сдержаться, чтобы не выругаться матом, так что убери детей от монитора.

Итак, началось всё летом, когда камрад купил себе дрон “DJI Mini 2” на Алике за какие-то смешные (по меркам хотя бы прошлого года) 40 рублей: из-за укрепления рубля, дроны стали гораздо доступнее и за эти 40 рублей можно было приобрести бандл с Fly More Kit (дополнительные аккумуляторы, пропеллеры, сумочка). Я давно хотел себе дрон, хотя и не очень понимал зачем – вроде и прикольно, а вроде и зачем? Я не так часто выезжаю к живописным местам, чтобы ещё их снимать, а потом, чтобы всё это легло мёртвым грузом на харде, как все мои видео с подводной съёмкой.

Однако «inception» произошёл, награда в виде халявного серотонина начала казаться такой реальной, да ещё и отпуск на Кипре начал вырисовываться (то есть можно было сразу его опробовать в «бою»), и я начал изучать варианты и предложения. Почти сразу выяснилось, что DJI Mini 2 не поддерживает функцию автотрекинга (чтобы дрон летел за указанной ему целью) и это чуть было не оттолкнуло меня от покупки, но тут же быстро оказалось, что существует новенькая модель DJI Mini 3 Pro, в которой эта функция уже присутствует, плюс есть датчики на передней части дрона, благодаря которым он может облетать препятствия. Да, он стоил дороже в 1.5 раза, но я честно не понимал зачем нужен дрон без автотрекинга – что с ним вообще тогда делать? Начал искать варианты приобретения – в том числе и на Алике, но до Кипра оставалось 2 недели и по сроку доставки была вероятность не уложиться к отъезду. Пришлось купить дороже (85 рублей), но сразу и с гарантией (на Алике было 65, доставка от трёх недель и без гарантии). Решил, что воспоминания не купишь, всё это отобьётся с лихвой и прочие самоуговоры.

Первые дни я даже не знал как его применить, кроме как полетать над домом и заглянуть в чьи-то окна, но потом придумал, что было бы неплохо, чтобы я ехал на велике, а дрон летел за мной и снимал меня. Круто же!? Поехали с другом через ближайший лес, в котором я ободрал все ноги, пока через него пробрался (это оказался не облагороженный лес с тропинками, как казалось на карте, а просто деревья у дороги), выкатили на какую-то ещё незапущенную дорогу. Там я запустил дрона, настроил себя в качестве цели и поехал. Поначалу я сильно переживал и постоянно оглядывался проверить – летит ли он за мной и он всегда послушно летел, даже облетал, как я настроил, препятствия в виде дорожных знаков.

Когда я уже осмелел и понял, что схема рабочая, мы выехали на проезжую часть шоссе (пешеходная дорога там ремонтируется). Перед этим, я смотрел видео сравнений 2-ой и 3-ей версии дронов, в котором отдельного упомянули, что датчики не видят провода и нужно быть очень осторожным при пролёте у проводов. Конечно же я об этом помнил и конечно же не придал значения, поэтому поднял дрон достаточно (на мой взгляд), чтобы не задевать провода над дорогой, а потом произошло вот это (тайминг – 4:11, если не перешло куда надо):

Сколько бы я ни пересматривал это видео покадрово, каждый раз дёргаясь в конвульсиях, сколько бы раз я ни проезжал в том месте, каждый раз дёргаясь от флешбеков, в попытках обнаружить причину падения – я так и не смог понять каким образом он пролетел над проводом и после этого упал, потому что других проводов там поблизости нет. Моё предположение – провод оказался достаточно близко к нижним датчикам, из-за чего дрон попытался сманеврировать, но так как кабель – достаточно тонкая помеха для них, он не разобрался как ему поступать, плюнул и упал мордой об асфальт.

Услышав сзади падение и треск лопающейся пластмассы, я обернулся в надежде, что это какая-то пластмассовая машинка попала в аварию, а мой дрон заснял это, но получилось наоборот. По счастливой случайности, в этот момент не проезжали машины по крайней полосе и дрону удалось не стать причиной ДТП с участием других машин или меня. Я, рыдая и мысленно отменяя билеты на Кипр, собрал кишки и то, что осталось от дрона, чтобы попытаться их собрать дома.

Из повреждений был зафиксирован отломавшийся левый передний «луч» (это нога или рука, на которой пропеллер), изрядно пострадали лопасти, верхняя крышка корпуса неестественно выгнулась. Камера, к счастью, была целой. То есть самое критичное – это луч, который совершенно точно должен был быть заменён; сменные лопасти у меня были из Fly More Kit Plus’а, а царапины лишь украшают мужчину. Попытался разобрать и глянуть, смогу ли самостоятельно поменять луч, но сразу обоссался, потому что пластик настолько тонкий и хрупкий (весь дрон, вместе с аккумом – 249 грамм), что любая моя попытка снять верхнюю крышку, казалось, будет фатальной для отпуска, до которого оставалась неделя. Посмотрел видео с разбором – необходимо было полностью (повторяю: полностью!) разобрать всё, что есть в дроне, то есть снять крышку, плату с процессором, и аж под платой можно было обнаружить припаянные тонкие проводки от луча. Для таких тонких проводов у меня не было ни паяльника, ни яиц, поэтому я начал искать как и где побыстрее отремонтировать дрон в Москве (эта фраза – для индексации поисковиками, как ты правильно понял).

Спокойно, мы переходим к самой «горячей» фазе, но сначала – какие уроки мы выяснили на этот момент:

— не запускать дрон в городе над дорогой, даже если вы живёте не в Таиланде;

— самостоятельно ремонтировать дрон опасно и сложно.

Сменный луч нашёлся почти сразу – 7300 рублей, но мне показалось, что это как-то дороговато и я решил (бам! Это та самая «point of no return») поискать где можно отремонтировать подешевле (это же Москва – тут все так делают!). В том же магазине, где продавался луч, сообщили, что поменять могут, но это минимум 3-5 рабочих дней, которых у меня не было. Поехал на «Горбушку», обошёл там все ремонты и магазины с дронами, нашлось лишь два кандидата: первый – пара дней и 15к, второй – «приноси, если будет время, здесь за час-два сделаю», пару тысяч и луч – с меня. Всё равно получалось не меньше 10к, что меня сильно коробило: я и так потратился на этот ненужный мне изначально дрон.

Тут мне нагуглился говорящий ресурс «kvadrokopter-servis.ru». Посмотрел и так, и сяк – домен старый, отзывов негативных не нашлось, находится недалеко от меня. Звоню: — Левый передний луч на DJI Mini 3 Pro есть? – Есть, 3300. – Сколько по времени займёт? – Да в течение дня, наверное. – Отлично, как к вам проехать? – Чаянова, 18, но у нас есть услуга доставки курьером – если с ней закажете, будет скидка 5%. Вызываю курьера, он фоткает дрон, составляет мини-акт, увозит, ждите, говорит, звонка мастера. Мастер перезванивает, сопереживающе причитает, что как же он у вас так неудачно упал, завтра перезвоним. Тут бы мне начать переживать, но печать сервиса на акте содержала знакомое мне название «Честер» — ранее я ремонтировал у них часы, тогда всё прошло ровно и успешно, часы починили, и они живы до сих пор. Я решил, что они просто переехали, так как ранее находились на той же станции метро Новослободская, но в другом месте.

Завтра, как всегда, наступает неожиданно, но никто не звонит. Начинаю звонить сам (до отпуска – 6 дней вместе с выходными, бам!), обещают передать мастеру, чтобы перезвонил, но этот гондон всё равно не звонит. Звоню снова и снова, понемножечку начиная нервничать, в результате всё-таки перезванивает мастер, говорит, что тут ещё нужно некий кронштейн менять, а у него его нет и будет только через 3 недели. Уточняю, могу ли я у них купить только луч, но получаю отказ – нет, мы запчастями не торгуем. Договариваемся, что я приеду и заплачу за диагностику 750 рублей и заберу свой дрон. Ну, думаю, с кем не бывает – тем более, что кронштейн, на котором держится луч, был действительно треснувшим, правда мне казалось, что его можно заклеить суперклеем. Ну да ладно: еду забирать, попутно пытаясь найти другое место для ремонта.

На месте, пока стоял в очереди, меня насторожил клиент сервиса, который ругался с мастером на тему того, что в его телефоне как не работал динамик, так и не работает после ремонта, а деньги за ремонт у него просят. Уф, думаю, душнила – сам, наверное, не знает где у него динамик находится. Мне возвращают дрон и он выглядел подозрительно похожим на тот вид, в котором я его отдавал. Фишка в том, что искривление верхней крышки было таким явным, что открыть его и затем собрать, не вправив изгиб пластмассы на место, было невозможно. Я решил, что мастер настолько мастер, что смог поставить диагноз без разбора, только я не понял за что я в итоге заплатил 750 рублей – диагностики, получается, никакой не было: то, что нужно было заменить луч – это было очевидно, что вправить пластмассу на крышке – тоже. Ну, думаю, ладно – засру их хреновыми отзывами, а эти 750 рублей пусть пойдут на оплату курьеру, хоть и драгоценные сутки потеряны.

Нагугливаю другой говорящий сервис — «remont-dronov.ru», проверяю отзывы, срок жизни домена, разговор похожий: — Левый передний луч на DJI Mini 3 Pro есть? (набирает что-то на клавиатуре) – М-м-м-м, да, есть, 3500. – Сколько по времени займёт ремонт? – Если мастер будет свободен, то в течение дня. – Отлично, как к вам проехать? — Шарикоподшипниковская улица, 13с1.

Приезжаю на место, сервис выглядит живым – мастера ходят туда-сюда, милая девушка принимает заказы за стойкой, вокруг – куча разной техники, вывеска говорит о том, что сервис называется «R1-repair». Уточняю, туда ли я попал (remont-dronov.ru), девушка отвечает утвердительно. Пока она заполняет акт, я отдельно упоминаю: «Мне нужно как можно скорее отремонтировать, так как улетаю в отпуск, поэтому, если вы не успеете, пожалуйста, скажите сразу – я найду другой сервис». «Мастер сегодня посмотрит и перезвонит вам, но мы работаем без выходных, с 10 до 20, так что думаю, что успеет». На всякий случай записываю наш разговор и нарочито громко вещаю: «Я до этого сдавал в сервис, они даже не разобрали его, а деньги за диагностику взяли. Скажите, у вас не такой сервис?». — Нет, конечно, не такой, мы не возьмём деньги за диагностику, если вы сами не откажетесь от ремонта. Я начинаю чувствовать подвох: «Так, а в каких случаях я могу отказаться от ремонта, если мне нужен ремонт, а вы готовы его выполнить в обозначенный срок?» — Ну, например, если стоимость ремонта вас не устроит. Но я то говорил с мастером по телефону – меня цена устраивает, так что я отметаю какие-то нелепые подозрения и оставляю дрон в сервисе. На дворе – вечер пятницы, до отпуска – 5 дней.

Вечером пятницы, очевидно, никто не перезвонил, хотя я слегка на это надеялся, так как на счету был каждый час. В субботу, примерно в обед, звонит мастер и перечисляет то, что я и так им сообщал: нужно заменить луч и заклеить пластмассу эпоксидной смолой, плюс работа – итого: 12 000. Так, блядь. — Какие 12? За что? – 7800 – стоит луч, 2200 – за проклейку, 2000 – работа мастера. – Подождите, мне сказали, что луч у вас стоит 3500, когда я обратился к вам в сервис. – Нееет, вы что, 3500 он стоил до всех событий (полагаю, что речь об СВО), сейчас он уже нигде так не стоит. Вместо «Так какого хуя вы по телефону в первый раз мне сказали одно, а сейчас – другое?» я прикидываю, что они, видимо, не обновили цены в каталоге, сами погуглили и нашли луч за 7300 (как и я), ну и 500 рублей накинули за такси, и говорю: «Окей, когда дрон будет готов? Мне нужно поскорее, поэтому если вы не сможете сделать его быстро, я не буду ремонтировать у вас». – Понедельник, ну максимум – вторник. Я начинаю примерять срок, решаю, что если в понедельник – то меня всё устраивает и даже если не успеют, у меня останется полтора дня на то, чтобы отвезти дрон на «Горбушку» (бам!). – Ладно, годится. – Вы сейчас получите SMS с номером карты, куда надо перевести деньги. Перевожу некоему Олегу А. на Тинёк 12000, немного успокаиваюсь и жду понедельника.

В понедельник никто не звонит, не звонит и снова не звонит. Я начинаю долбить сам, трубку берёт девушка с приёмки, по-моему, раз на десятый, и то – почти в 8 часов вечера: «Я передам мастеру, что вы звонили, и чтобы он вам перезвонил». До отпуска – два дня, думаю, что даже если завтра не сделают, то у меня всё равно останется день на Горбушку.

В обед следующего дня решаю не дожидаться звонка и еду сразу в сервис с мыслью, что если не готов, то забираю, так как по времени уже конкретно пригораю, и повезу на Горбушку. До этого момента я, в принципе, был спокоен: всё, чем я рисковал – это поехать в отпуск без дрона, но даже если мне не удастся починить его в Москве, то наверняка это можно будет сделать на Кипре, ведь это у нас тут – кровавый путинский режим, беспросветная срань и кризис, а там – всегда процветающий Запад, честность и права человека.

Тем не менее, даже моё спокойствие было подбито, когда я приехал на место и не увидел сервиса (двери были в пыли, закрыты и опечатаны), а на стеклянной двери кто-то налепил такой «спойлер»:

Берусь названивать, отвечают на пятый или шестой звонок, я, как мне казалось, максимально твёрдым голосом, сообщаю, что сроки ремонта меня не устраивают и я изначально их озвучивал. «Вы знаете, нам привезли деталь не от вашего дрона, а от DJI Mini 3 Pro». – Отлично, ведь это и есть мой дрон. – А, да? Подождите… подождите … (что-то смотрит в мониторе) А, то есть от DJI Air 2s! – И что теперь? Я говорил, что мне нужно поскорее, так как уезжаю, поэтому я хотел бы забрать свой дрон. – Он сейчас в разобранном состоянии. – Хорошо, верните мне его в разобранном состоянии – мне всё равно его ремонтировать в другом месте, скажите адрес, где вы находитесь. – Мы не можем сказать вам адрес – у нас тут техники на миллионы, вас сюда никто не пустит. – Дело в том, что я приехал на Дубровку, и вашего сервиса тут не оказалось! – Ну да, переехали в первый раз за 4 года, и что такого? – Я хочу забрать дрон. Где и когда я могу это сделать СЕЙЧАС? – Вы же говорили, что в среду уезжаете, а сегодня – вторник, значит у вас ещё есть время. Я, не снижая напора: «Я сам в состоянии решать на что у меня есть время, а на что – нет. Я решил забрать дрон». – Вы Дмитрий Сергеевич? – Нет. – Тогда нам вообще не о чем разговаривать. И вешает трубку. Бам! До отпуска – чуть больше суток, я – стою обосранный посреди парковки ТЦ «Дубровка» без дрона и самоуважения, и даже примерно не представляю что мне делать, кроме как порваться на части от злости.  Начинаю снова звонить, снова трубку не берут, на какой-то там раз отвечают: — Алло! (проглатываю «блядь») Я с вами только что разговаривал?! – Эээ нет. – А с кем тогда?! – Не знаю, но точно не со мной. В тот момент у меня уже была готова тирада, но твари меня переиграли, и я неожиданно быстро остываю: «Скажите мне ваш новый адрес, куда вы переехали, я хочу приехать забрать свой дрон, так как не укладываюсь в срок до отъезда, я заплачу за диагностику». – Земляной Вал, 27с1, ваш дрон сейчас в разобранном состоянии, нужно будет его собрать и доставить в сервис. – Хорошо, собирайте, а я пока еду.

Кое-как нахожу локацию (пришлось ещё несколько раз прозваниваться через «фильтр»), на стойке приёмки, которую перевезли с предыдущего места, красуется уже новое название — «IZZI», за ней сидят два молодых парня. Начинаю гневно требовать свой дрон, говорят, что ещё не привезли – надо подождать около часа. Сначала думал остаться там и сидеть перед ними, чтобы максимально раздражать их своим присутствием, но тут один из них заявляет: «Да вы, вообще, знаете, что на ваш дрон луч стоит 30 тысяч?» Такого я не выдерживаю: «Какие, нахуй, 30 тысяч?! Он 7300 стоит! А вы мне сначала вообще сказали, что он у вас будет 3500 стоить!» — Вы можете поехать в любой другой сервис, время потратите, в итоге они вам ту же сумму назовут. Показываю ему на телефоне лот с сайта, где луч стоит 7300: «Это не для Mini 3 Pro». – Ну как не Mini 3 Pro? Их несколько что ли, по-вашему?! На нём самом написано ми-ни-три-про!» Он начинает снова путаться, зачем-то находит мне стоимость луча для Mavic 3. — Я прямо сейчас поеду и куплю его вам назло за 7300! И, не хлопнув дверью (потому что её у них там не было), ухожу. Еду, покупаю луч за еду (конечно же нет, просто хотелось вставить этот каламбур, ведь ты наверняка прочитал с ударением на «у»), на всякий случай (без особой надежды) уточняю, не рассосались ли у них заказы и не смогут ли они поменять луч – получаю всё те же 3-5 дней, живая очередь.

Возвращаюсь: эти перчики курят у входа. Захожу, всем видом заявляю о своём присутствии, жду. Вальяжно вернувшись с перекура, один из них достаёт дрон и ставит на стойку. Я его осматриваю и, что бы ты думал? Бинго! Его снова никто не разбирал – изгиб пластмассы на своём месте, все потёртости и поломки – там же! Пока они там копаются с оформлением возврата, я начинаю откровенно их троллить, типа: «Вы так со всеми поступаете? Берёте на ремонт, держите несколько дней, а потом забираете деньги за диагностику?» — Нет, вы заблуждаетесь, на этом заработать не получится. – А сколько у вас таких точек по городу? – 12. – Ну, так с каждого клиента по 1500 и вполне можно заработать. – Чтобы вы к нам пришли, мы платим за лид по 2000. Распечатывают мне акт, в шапке которого уже другие реквизиты, другой адрес, другое название. Я отказываюсь подписывать, они в секунду перепечатывают мне с теми реквизитами, что были в пятницу — видимо там рандомно выбирается имя сервиса и адрес. Заполняю заявление на возврат, на всякий случай уточняю: «Мне можно ждать возврата или будет так же, как с ремонтом?» — В течение 10 дней вам позвонят, 100%. Не особо на это надеясь, ещё раз бросив в них какой-то фразой, вроде «Хотел бы сказать спасибо, да не за что», уезжаю.

Здесь любознательный читатель воскликнет: так это ж Москва, чего ты ещё ожидал? В том и дело, что нет: я неоднократно пользовался услугами различных сервисов, везде и всегда было приветливое обслуживание, чёткая работа в срок и за приемлемые деньги. Именно поэтому для меня было совершенно неожиданным сразу двойное проникновение, будто бы мне и одного не хватало. И всё же, какие уроки мы выучили на этом пятне:

— Не обращаться в сервисы, которые называются так, как ты искал. Пусть они называются как угодно, но не «ремонт-холодильников.ру» или «телефонный-сервис.ру».

— Не переводить никаких денег по номеру карты («добрый день», казалось бы) ни за какие услуги, которые вам когда-то (не) окажут в будущем. А если уж вам и дадут номер карты, обязательно загуглите его (я этого тогда не сделал) – менять названия и адреса сервисов, наверное, сложнее, чем номер карты, но, возможно, что ваш мошенник будет такой же ленивый, как и мой.

— Поиск отзывов – уже не решение, к нему мудаки приспособились – отзывы покупают, переезжают, меняют название сервиса.

— Гуглите все реквизиты, которые вам будут доступны – ИНН, имя ИП, ОГРН, КПП, в общем – всё.

Бам! На дворе – вечер вторника, вылет – через сутки. Дрон, спустя 6 дней, хоть и прошёл через руки мудаков из двух разных сервисов, так и не приблизился к исцелению ни на миллиметр. Теряя последние надежды, звоню другу, чтобы он поспрашивал у друзей, друзей друзей, и даже друзей друзей друзей (и речь не об игроке в «Что? Где? Когда?» и его семье) – может кто-то всё же сможет починить дрон за неполный день: луч уже не нужен был, нужны были только прямые руки мастера. Друг возвращается с адресом и у меня начинает пробиваться ещё не окончательно рассеявшаяся надежда: завтра – последний день и последний шанс!

В первой половине дня приезжаю по указанному адресу – официальный сервис DJI (не спрашивайте почему я их изначально не искал). Отдаю дрон, луч, обещают через пару часов перезвонить. Чуть более, чем через них, действительно перезванивают и сообщают: «Ваш дрон готов!» Я, напевая Наташу Королёву, прилетаю, забираю, чек – 2000. Уйху! В этот момент я забыл все проблемы, что возникли на пути к отпуску с дроном, забыл всех мудаков (но не забыл про 12000), спрашиваю: «Можно проверю у вас тут?» — Здесь нельзя, к сожалению, но можете в магазин спуститься – там проверить. Выхожу на парковку, завожу дрон, он не взлетает: пишет что-то про пропеллеры. Ну, думаю, очевидно, что из-за того, что они были повреждены при падении (на некоторых из них были прорези почти до середины), а запасных у меня с собой не было, как и отвёртки.

С развевающимися назад волосами приезжаю домой, на часах – 8 вечера, вылет – через три часа. Поменял все пропеллеры – бам!, без изменений. И так, и сяк пробую запустить, калибровку выполнить, за ушком почесать, батон накрошить – ни фига.

Пытаюсь понять в чём проблема: пропеллер на заменённом луче очевидно крутится, то есть мотор работает, но дрон не хочет взлетать. У дрона есть два типа пропеллеров: А и Б. Лопасти типа А крутятся в одну сторону (против часовой), Б – в другую (по часовой), ну или наоборот. Расположены пропеллеры одинакового типа друг напротив друга по диагонали. Решаю прикрутить Б вместо А, после чего дрон, наконец, взлетает. Однако держится в воздухе он как-то неуверенно – при движении боком, его колбасит, а при посадке вообще происходит что-то необъяснимое: он пытается сесть, пытается, затем перестаёт пытаться и продолжает висеть. Посадить можно только жёстко, со второго раза. Я хватаюсь за головы на волосе, обхватываю ролени куками и раскачиваюсь у стенки под торшером.

После нескольких экспериментов, причина была выявлена наверняка: при замене луча, мастер припаял провода не в том порядке, в котором должен был, в результате чего пропеллер вращался не в ту сторону, что и приводило к проблемам в маневрировании при полёте и посадке.

Стало ясно, что я был на волосок от сомнительного триумфа, но не срослось. Опечаленный, но всё ещё с надеждой, я беру дрона-инвалида в отпуск.

Я летел на Кипр через Анталью, между самолётами было около 3-х часов, в которые я решаю съездить в город и найти там какой-нибудь сервис по ремонту дронов, так как в Турции, очевидно, есть официальный сервис DJI. Первое, что нагуглилось в картах – Drone doctor – годится. Беру такси, мчу к ним. В сервисе объясняю одному из работников ситуацию, показываю видео с пропеллерами, он собирает консилиум, после чего сообщает, что они, конечно, починят, но не за полчаса (столько у меня оставалось до момента, когда нужно было выезжать обратно в аэропорт, чтобы успеть на рейс), а на следующий день. Ладно, обидно, конечно, но есть ещё сам Кипр. Северный – я не уточнил намеренно, чтобы объявить об этом именно здесь.

По прилёту, прямо из аэропорта, врываюсь на карту города Фамагуста, куда ведут Гугл карты по запросу «Elektronik tamiri» (ремонт электроники). В каждом из них мне попадаются плохо говорящие на английском турки (хотя я и сам уже не торт), которым я, по одному и тому же сценарию, рассказываю, показываю, жестикулирую, катаюсь кабанчиком. В одном месте сказали, что после 10-го моооожет быть мастер посмотрит, но опыта у него с такими парнями не было, хотя всё, что я просил – это разобрать дрон, перепаять два провода, собрать дрон. Всё. В другом, что у них только стиральные машины, в третьем, что просто нет. До четвёртого доехать не успел, так как наступил вечер, а я не спал, без малого, два дня.

Следующий день подарил надежду: колеся по городу, я заметил магазин компьютерной техники Durmaz и решил поинтересоваться, нет ли у них сервиса – есть! — К сожалению, мы не берём в работу дроны, но вы можете связаться с нашим директором – может быть он что-то подскажет или чем-то поможет, — сказал паренёк в магазине. Выхватываю визитку одной рукой, другой – набираю текст сообщения в WhatsApp, директора зовут Айдын: «Привет, Айдын! Меня зовут Сергей, приятно познакомиться, брат, как сам?» На самом деле, описываю ситуацию б-у-к-в-а-л-ь-н-о, то есть вот дрон (кидаю видос), вот пропеллер – видишь, крутится не туда, нужно разобрать, перепаять, собрать, готов привезти дрон куда скажешь. Он начинает засыпать меня ебучими голосовыми, суть которых в следующем: завози, мой техник посмотрит, завтра дам знать сможем починить или нет. Я отдельно уточняю: мне нужно очень скорее, потому что я тут ненадолго, пейзажи горят, арендная тачка стынет. Он: ок, ок, всё понял, если не сможем, так и скажу. На дворе, по традиции, вечер пятницы. Естественно, что в пятницу мне уже никто не позвонил и не написал, поэтому я сам пишу ему в 9:45 субботы, мол, чё там? Когда? Если проверите и не сможете – я отвезу в Кирению, там вроде тоже сервисы есть. – Сегодня, брат, проверим сегодня, после 2-х. Мы, тем временем, начинаем планировать маршруты в объезд красивых мест, чтобы потом не жалеть о том, что не оказался в них без дрона – либо те, где уже когда-то бывали, либо такие, где нечего снимать на дрон.

В 15:21 я возвращаюсь на связь. – Работаем над этим. – Хочешь сказать, что уже пытаетесь починить? – Да, брат, работаем над твоим девайсом. – Ок, больше не беспокою. – Пытаюсь получить результат, дай мне, пожалуйста, время. Через час: «Мы подключим устройство к диагностической утилите DJI, они подключатся в понедельник, у них будет лучшее решение (или что-то, что он хотел сказать словами, цитата: «Thay will be better solution»). – Только в понедельник? То есть сегодня нет шансов, чтобы починить или хотя бы завтра? Если не можете починить, я попробую найти другого мастера, ок? – Просто дай мне время до понедельника, брат, в любом случае его никто не тронет, 80%, что он будет восстановлен. – Во сколько в понедельник связаться, чтобы проверить? – 3-4 часа дня. – Сколько будет стоить ремонт? – В понедельник точно смогу сказать.

Понедельник, 10:10. – Айдын, я правильно понял, что ты хочешь программно решить проблему, то есть через какое-то ПО от DJI поменять направление вращения пропеллера? – Доверься мне и расслабься, не переживай, я работаю с официальной поддержкой DJI, так что ты обратился к правильным людям. – Ок, я буду кружить где-то по Фамагусте сегодня с 12 дня, в ожидании новостей. В 15:50 я пишу: «Есть новости? Айдын?», но сообщения не доставляются. Звоню – гудки идут, трубку не берёт. Звоню по GSM, кто-то снимает трубку, я ему: «Ты кто?», а он: «Я племянник Айдына», по спине пробежала неуверенная капелька пота: «А где сам Айдын?», племяш: «Эээ… Он отдыхает/в отпуске» (He’s on holiday). Ну «охуенно», думаю: я тут уже не знаю куда себя деть, а он отдыхает! Решил, что, может, он просто принимает обеденный сон? Говорю: «Ок, как наотдыхается, пусть наберёт – я жду ответа по дрону». – Да, конечно, я в курсе про ваш дрон, передам ему. Проходит три часа, мои сообщения, наконец, доставляются, я сразу звоню в WhatsApp: «Айдын, чё там?» — Сергей, не надо так переживать, расслабься, клянусь, если ты не перестанешь, у тебя будут проблемы с сердцем! – Ха-ха-ха. Что там с дроном? – Сергей, мне нужно было срочно уехать (капельки пота побежали быстрее) в Казахстан, но мой техник занимается дроном и скоро даст ответ. Я, какое-то время путаясь в словах от неопределённости — уже пора злиться или нет, всё же собираюсь: «И когда мне ждать ответа?» — Сегодня или завтра, честное слово. Мы ещё немного обмениваемся дружескими фразами: «А ты в каком городе?», он: «В Нур-Султане», я подрываюсь: «Воу! Воу! Воу! Он Астана называется, вообще-то, и я жил там 8 лет». – Ха-ха-ха, забавно: сейчас я нахожусь в твоём городе, а ты — в моём. Зарядившись от него новой надеждой, я решаю, что день всё равно уже просран (на часах – 6 вечера), так что сегодня или завтра уже не так важно, да он и не отвечал уже на мои сообщения. К слову, из-за всех этих ожиданий я каждый день воздерживался от выпивки минимум до 6 вечера, чтобы, в случае чего, сразу подскочить за дроном, то есть они ещё и моё здоровье берегли — ути мои лапочки.

12:27: «Айдын, есть новости? Когда смогу забрать дрон?» 13:51: «Айдын, могу я планировать свой маршрут через твой магазин в районе 4-х?». В 15:06 мне звонит племянник и говорит, что они готовы починить дрон (заметь: только готовы, а не уже починили!) за … какие-то жалкие $350, и к субботе (на дворе – вторник). Я, мягко говоря, охуел, говорю: «Не-не-не, Дэвид Блэйн», я, конечно, готов был переплатить немного больше, но это уже ту мач, да я и улетаю назад уже в субботу. Мне сложно сказать откуда взялся такой прайс, но я предположил, что они сгоняли на Южный Кипр, расспросили о стоимости, накинули свою «маржу» и выплюнули в меня. Говорю, что меня не устроит и я забираю дрон. Он: «Ок, с вас 50 долларов за разбор, обнаружение проблемы и сменные детали». Штоп, сто?

Пишу, едва попадая по кнопкам, гневное сообщение Айдыну: так, мол, и так, твой (охуевший) родственник сказал, что за $350 вы почините дрон, да ещё и к субботе, что меня вообще никак, абсолютно, совсем, ни капли не устраивает. Да ещё и 50 баксов с меня содрать хочет за то, что я сам вам показал и рассказал, да и какие ещё сменные детали, если там ничего менять не надо?! Он мне, опять же – голосовым, сообщает, что дрон очень сложный и маленький, его сложно разбирать. Я говорю: «Я знаю! Иначе бы я сам его починил уже давно! Но в Москве я за ремонт отдал 30 долларов и 2 часа, а вы хотите неделю и 350 долларов!» — Честно говоря, мне тоже показалось, что это дороговато, но, так как я за границей, я не могу провести проверку нужным образом. – Айдын, я вам с самого первого дня объяснил суть проблемы, я потерял 4 дня отпуска из-за вас, а теперь вы ещё за это хотите 50 долларов!? Я готов, по доброте душевной, заплатить $20 просто за какое-то уделённое мне время, но не более. – Ок, я поговорил с техником, не переживай, заплати 20, я закрою остальное.

Еду в магазин практически разбитым, пытаюсь забрать дрон, сую двадцатку, а они ещё и отдавать не хотят, мол 50 давай! Я им: «Айдыну позвоните, он сказал, что закроет остаток». Ушли, позвонили, вернулись, отдали дрон. Ну и как ты думаешь что я увидел? Естественно! Никто и в этот раз его не разбирал! Его в третий раз облапали мудаки, но ни один из них даже отвёртку свою к нему не пристроил! К такому даже я, видавший некоторое дерьмо, был не готов, да и дырки во мне для тройного проникновения закончились.

Ещё в пятницу, когда я уже оставил дрон в Durmaz’е, по пути домой я увидел какой-то небольшой сервисный центр в соседнем жилом комплексе и решил зайти на всякий случай. Там оказался хорошо говорящий по-английски Фарбот (это не робот-трансформер, а имя турка), который сказал, что сам с таким работать не сможет, но он знает опытного мастера в Фамагусте, нарисовал мне подробную схему проезда к нему и добавил, что если кто-то и сможет на Северном Кипре исправить дрон, то это он. Я сказал «да-да-да, конечно», и что уже отдал и, если там не смогут починить, то поеду к нему. Что я, собственно, и сделал, особо ни на что уже не рассчитывая – солнце уже садилось, время катилось к 8 вечера, магазины поочерёдно закрывались.

Залетаю в магазин мобильных телефонов и аксессуаров, спрашиваю где тут ваш великий мастер, меня посылают на улицу. На улице стоят два турка, один – постарше, предпенсионного возраста, другой – молодой, лет 30. Говорю с молодым, потому что старик не знает английского, объясняю ситуацию, показываю видео с пропеллером, объясняю что нужно сделать. Старик расстроено качает головой – нет, не сможем, это тебе в официальный сервис на Южном Кипре надо, там сделают. Да, понятно, но меня туда не пустят, да и по времени уже нет смысла. Чуть было не уйдя, я решил, на всякий случай, написать текст проблемы и её решения на русском в переводчике и показать им текст на турецком, потому что чувствовалось между нами какое-то недопонимание в воздухе. Старый мастер прочитал, посмотрел на меня, что-то переспросил, я на всякий случай кивнул. Он взял дрон, унёс куда-то за кулисы, вынес через минут 5: «Не, тут не добраться до проводов, видишь, я снял крышку». Я ему: «Да, всё верно, нужно снять плату и под ней уже увидишь куда подключаются провода от луча». Уходит снова, я пока выбираю держатель для телефона и беру два разных, по 10 долларов каждый. Возвращается ещё минут через 10, дрон – в полуразобранном состоянии, говорит: «Проверяй». Я пытаюсь запустить, дрон не взлетает так же, как он не взлетал после ремонта в Москве, но я уже знал разгадку – там стояли неправильные пропеллеры, которые я ставил, чтобы дрон хоть как-то мог взлететь (полноценно использовать боялся, так как это было непредсказуемо). Я пулей метнулся в багажник, достал корректные пропеллеры, вприпрыжку вернулся, перекрутил их и поднял дрон в воздух! Аллилуйя! Вернул ему дрон, он ещё минут 5 потратил на сборку и вынес готовым. Я, вытирая слёзы счастья, в то время, как на моём левом плече его коллега уже набивал тату с ликом Великого мастера, неуверенно (вновь ожидая подвоха), спрашиваю: «Сколько я должен?» Он, пожимая плечами: «Да не знаю – сколько дашь». Тут уже я чувствую себя неудобно, но: «Ну 400? 500? 600 лир?». Они о чём-то говорят с коллегами, после чего он сообщает: «50 баксов за ремонт и два держателя». Я, попросив коллегу набить ещё и на правом плече его имя, едва сдерживаю «муа-аха-ха-ха-ха», отдаю ему полтинник и, как могучий рейнджер, вылетаю из магазина, который уже несколько минут, как закрыт.

Пока ты тёпленький, давай перечислим уроки:

— Не доверять приветливым туркам. В моём случае получилось, что доверие больше вызывали неприветливые, но тут уже как повезёт. Как минимум – будь на чеку.

— Не пытаться отремонтировать что-либо на Северном Кипре где-либо, кроме магазина Великого мастера.

Чтобы ты понимал: Великий мастер буквально затащил на опыте – он не работает с дронами, не разбирал ранее эту модель, не знал что и как в нём устроено. Но даже при этом он за какие-то полчаса решил всю проблему, просто следуя моим указаниям. Ну разве не красавчик?

Развесёлый я, роняя кал, начал колесить по Кипру в поисках красивых видов. К сожалению, времени осталось слишком мало – всего три дня, поэтому мы старались хотя бы пару мест посетить в течение дня. Плюс, из-за всей этой херни с дроном я практически не отдохнул, а загорал всего 3,5 раза за 8 дней (такой плохой статистики у меня не было никогда ещё в отпуске).

Казалось бы, здесь история должна закончиться, но позволь я задержу тебя ещё немного. Буквально на второй день после возрождения (хотел было использовать «восстания») дрона, мы поехали в замок Кантара. Это древний замок на горе Кантара (630 метров над уровнем моря), куда довольно несложно подняться – пешком идти нужно только уже по самому замку, — и недалеко ехать.

Поднялись, поснимали, в одном из режимов съёмки я случайно ткнул пальцем в ручную регулировку выдержки и засветил несколько крутых сцен, но как я мог обращать внимание на такие мелочи, имея на руках рабочий дрон? Изначально мы планировали застать закат на горе, но потом решили, что обратно по парапету будет спускаться не так комфортно, стартанули пораньше, но во время спуска увидели удобную площадку, на которой уже чилил народ в ожидании заката. Решили тоже тормознуть, ну а я не мог не расчехлить дрон в таком живописном моменте.

Поднимаю максимально высоко, чтобы был выше всех деревьев, в режиме Master shots устанавливаю все параметры в максимальные, то есть чтобы при съёмке отлетал максимально далеко, запускаю:

«Бляяяяяяядь» — подумал я, услышав едва уловимый писк датчиков, сигнализирующих о помехе. Оказалось, что за деревьями, которые были видны мне с площадки, были ещё более высокие деревья, которые мне не были видны с площадки! Солнце садится очень быстро – уже начинает смеркаться, когда я понимаю, что не уеду оттуда без восставшего дрона, чего бы мне этого ни стоило.

Смотрю вверх: отвесная гора, заросшая кустами и хвойными деревьями, гремящая цикадами в формате 7.1 и бог знает чем ещё. Смотрю вниз: шорты и кроксы. Разумеется я не колебался ни секунды, что начать своё восхождение в гору. С собой пришлось взять пульт от дрона, потому что он всё ещё транслировал то, что видел дрон – кусты, плюс с пульта можно было наблюдать последние зафиксированные координаты, а также включить «режим паники», когда дрон будет пищать и моргать.

Перехватываясь с одного куста за другой, где-то за ствол дерева, где-то за землю, я взбирался минут 30. В небе – уже почти ночь. Решил проверить не будет ли слышен писк или виден свет дрона в лесу – вообще ни намёка с учётом того КАК громко орут хором цикады. Взбираюсь уже по навигатору по координатам (до этого я просто полз вверх) и, спустя ещё минут 15, добираюсь до дрона, который, задев ветки дерева, упал на куст у основания: то есть ему ещё и повезло, что упал ровно на куст, а не лучом в землю, например, или не застрял в кроне, куда я бы забрался только при виде гризли. Из повреждений – потёртости на корпусе и слетевшая насадка с линзы камеры.

Подниматься было сложно, но спускаться – в несколько раз сложнее, потому что у меня в левой руке – дрон, в правой – пульт, который я сунул под мышку, чтобы осталась хотя бы одна неполноценная рука. И вот так, перебирая кусты культей, я спускался по этой горе, скользя на кроксах. Я даже представил, что если бы я отпустил ситуацию (и пульт с дроном), то вполне мог бы просто съехать на кроксах вниз, как на сноуборде. По итогу, я ободрал и поцарапал все имеющиеся у меня на тот момент ноги, вывихнул кисть, когда поскользнулся и упал, потому что ничего другого я выставить для смягчения удара не мог. Ободранный и уставший, я вернулся на площадку под фанфары и улюлюканье (конечно же нет).

Какие уроки мы выучили на этом этапе:

— Приобрести все виды защиты для дрона, что есть на алике для вашей модели: на пропеллеры, на камеру, на датчики.

— Не запускать дрон там, где есть хоть какие-то деревья, либо быть готовым к тому, что придётся за ним лезть.

Вообще, должен заметить, что спустя всё это, я каждый раз запускал дрон в воздух, предварительно заранее понервничав – ну просто на всякий случай, потому что, реально, опасность поджидает такую маленькую и хрупкую игрушку буквально везде. Даже когда вам кажется, что ну тут-то нечему случиться – найдётся что-то, что разрушит вашу уверенность. Будет чистое небо без деревьев на земле – прилетит какая-нибудь чайка или баклан; будет чистая и ровная дорога – ветром сдует; будете лететь над водой – датчики запутаются и посадят дрон в воду. Посмотрите ролики на Youtube как народ крошит свои дроны – вполне вероятно, что вообще передумаете покупать. Ладно я, со своим Mini 3, а ведь есть дроны и по 150, и по 250 рублей, и даже за миллион.

Однако, следует признать, что когда по итогу получается на выходе вот такое, то как будто бы оно того и стоило (по возможности, прошу смотреть на большом дисплее в 4K, иначе мне будет больно):

Что касаемо того сервиса, где у меня взяли 12 тысяч за ремонт — мне их до сих пор так и не вернули. Ездил туда неделю назад, удалось выбить 5 тысяч, сказали, что больше пока не могут, без объяснения причин. До этого, когда приезжал ещё раньше, сказали, что нужно, чтобы деньги были на безналичном счету, поэтому приезжайте после 29-го. В последний раз сказали: ждите месяц или полтора, мы вам обязательно перезвоним. Я им прямо говорю: я знаю, что вы не перезвоните — мы через это уже проходили — они молчат и пялятся в монитор, мол «ага, давай». В последний раз хотя бы пару клиентов им спугнул своими наездами о мошенничестве — тоже хлеб.

Вот реквизиты сервисов, в которые обращаться нельзя ни при каких обстоятельствах! Следует учитывать, что названия сервисов могут меняться, так как они постоянно переезжают, видимо, выкупая «прикормленные» другими сервисами места, из-за чего при поиске адреса в выдаче сразу несколько названий разных сервисов. Это как раз и мешает при поиске отзывов: вроде как адрес совпадает, а название сервиса — не то. Например:


Вроде как DJI service, а на самом деле — нет.
Бутлерова — это как раз недалеко от меня, из-за чего я на них и клюнул. В реальности сервис находился на Чаянова, 18.
Вроде как «samsung-official», а на самом деле — нет. Обрати внимание на количество отзывов и рейтинг — 1.2 (то есть подавляющее большинство поставило 1 звезду). Также обрати внимание на синюю галочку, которая мешает распознать мошенников.
Вроде как Xiaomi, а на самом деле — нет.

То есть они плодят кучу разных сайтов по разным направлениям, с говорящими доменными именами, чтобы ввести в заблуждение.

kvadrokopter-servis.ru, samsung-official.ru, xiaomi.msk-supports.ru — всё это одна и та же шарага, звонят с номера +79912228793. Находились по адресу Чаянова, 18.

Далее — мои любимки, которые до сих пор возвращают переведённые ни за что деньги.

Сервисный центр 3024, remont-dronov.ru, R1 Repair, IZZI — всё это одни и те же мошенники и это только тот диапазон названий, с которыми столкнулся я. В реальности их гораздо больше. Что касаемо IZZI — то, полагаю, они либо выкупили прикормленный бренд, либо изначально раскачивали его, чтобы потом начать кидалово. Такой вывод я сделал на основании их страницы в инсте, которую вели какое-то время назад, добавляя фото ремонтируемой техники и пуская в комменты ботов: https://www.instagram.com/izziservice/

Вот страница, которую я вовремя не нагуглил, на которой пострадавшие делятся эмоциями о владельце карты, на которую такие же ослы, как я, перевели деньги. Обрати внимание на количество номеров телефонов, на которые обращались люди и различные адреса локаций. Это — целая сетка сервисов, обманывающих клиентов и я не уверен, ответственен ли за них сам Акимов Олег Игоревич, дай бох ему здоровья.

Судебные преследования — для него не новый опыт, иски идут ещё с 2018 года, а какое количество жалоб в полицию было мне вообще сложно представить. Естественно, что большая часть из них просто не может быть обработана, потому что доказательства заранее мало кто сохраняет, будучи в заблуждении, что обратились в честный сервис.
Вот, прямо мой брат, кейс — 1-в-один. Думаю, что это он оставил ту записку в сервисе, куда я приехал и не обнаружил ничего, кроме грязи.

На акте невыполненных работ печатают следующие реквизиты:

ИП Дажина Марина Вячеславовна, ИНН: 504809780210, ОРГНИП: 322508100029874, телефон: +74993808018

Интересно, что если гуглить этот ИНН, то он гораздо «чище», хотя Марина Вячеславовна даже фамилию сменила (замуж вышла, наверное — поздравляю! совет вам, да говно).

Адреса, на которых проживали или проживают эти паразиты:

ул. Профсоюзная, дом 56 (ТЦ «Черёмушки»)

Шарикоподшипниковская улица, 13с5

Земляной Вал, 27с1

Номер телефона, который дают для перевода денег: +79671551188

Звонят и принимают звонки с номеров: +74993808500, +74993808018, +74991133616

В общем, если вам где-то, как-то, при поиске реквизитов попадается этот персонаж — вы знаете что делать (и чего не делать):

ИП Акимов Олег Игоревич, Москва
ИНН: 504311671404
ОГРН: 315774600075438

Всех благ!