«Хоббит: Нежданное путешествие»/ «The Hobbit: An Unexpected Journey»
Режиссёр: Питер Джексон
Актёры: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Хьюго Уивинг, Кристофер Ли, Энди Серкис
Бюджет: $180 млн.
Продолжительность: 2 часа 46 минут
В окружении восторженных рецензий о новом кинополотне Питера Джексона, решил подбросить немного говна на вентилятор. Не скажу, что фильм мне совсем так уж не понравился — нет, понравился, но… осадок остался. И я не стану придираться ко всеобщему вайну на тему «Почему нельзя было сразу вызвать орлов?» — этот сюжетный оборот как раз-таки я принимаю весьма легко. У меня претензии немного иного характера. Давайте по порядку. Тут будет пара небольших спойлеров, так что если не смотрели — не читайте.
Козе понятно, что кассовый успех «Хоббита» был обеспечен ещё даже до начала съёмок и объяснять почему, я думаю, нет нужды. И даже долгая борьба студий New Line Cinema и MGM, а также замена Гильермо Дель Торро на Питера Джексона не могла стать тому помехой. Для съёмок приквела собралась та же команда, что работала над Властелином Колец и направилась в хорошо знакомые пейзажи Новой Зеландии. И вроде бы нет в этом ничего плохого, но качество и содержание конечного продукта можно было предсказать задолго до премьеры. Я говорю о том, что было очевидно: Джексон будет использовать все те же приёмы, что принесли успех его великой Трилогии. И одним из приёмов будет съёмка сразу нескольких частей фильма. Это, в первую очередь, выгодно, да и во вторую тоже выгодно. Ведь никто из зрителей, посмотрев первую часть фильма, не откажется от просмотра продолжения и продолжения продолжения. И это тоже понятно, да и чёрт бы с ним — сходить дважды за год (трижды за два) в кинотеатр может позволить себе практически любой житель планеты. Но вот как это может сказаться на динамике фильма? «Хоббит» — это ведь небольшая сказочка для детей, объёмом 180 страниц, соответственно невольно возникает вопрос: как на протяжении 9 часов показывать содержание небольшого рассказа, если до этого за эти же 9 часов мы видели три полноценных тома романа? Мой ответ таков: долго, нудно и муторно.
Задолго до событий, с которых начинается ВК, в Средиземье жили гномы. У них была своя подземная и внутрескальная жилплощадь, пока на неё не позарился злой огнедышащий дракон Смог. Дело в том, что драконы питают слабость к золоту, а его там накопилось порядком благодаря жадному правителю гномов. Смог гномов принудительно выселил, а за всем этим процессом наблюдали эльфы на оленях (почему-то прогуливающиеся неподалёку целой армией). Впрягаться за нейтральную расу эльфы не решились (гномы подсирали в то время всем подряд) и это очень расстроило внука царя гномов Торина Дубощита, который затаил на эльфов злобу на всю оставшуюся жизнь. Спустя 60 лет великий маг и волшебник Гэндальф решает помочь гномам в возврате родных палат и приплетает к этой кампании живущего в Шире хоббита Бильбо Бэггинса якобы в роли вора. Путь этой команды предстоит долгий и, разумеется, он проляжет через все самые опасные места в Средиземье.
Из-за того, что события сказки-повести нужно растянуть на 9 часов, каждая, буквально каждая сцена растянута настолько, насколько это вообще возможно. Переговоры-совещание в доме Бильбо вообще, по-моему, занимают не меньше чем 40 минут, хотя толковых диалогов там на пару минут от силы. Любой привал героев в ВК вызывал радость как повод передохнуть от взрыва эмоций, вызываемых происходящим на экране — от назгулов, разрывающих зал своим жутким криком, от сверлящего ока Саурона, преследующего подлеца, посмевшего надеть Кольцо Всевластия, да и просто от гоблинов да троллей. Тут же — любая остановка, будь то привал в горах или пристанище в домашней локации эльфов оборачивается нуднейшими диалогами не менее чем на полчаса. Чтобы ещё больше растянуть фильм, Джексон вставил персонажей из ВК (Галадриель, Элронд, Фродо и Саурон появляются впервые только в ВК).
В каждом кадре угадываются вопросы создателей фильма: «А вот эти холмы помните?», «А вот эту музычку?», «А вот эту гонку от гоблинов?». Всё, почти всё сделано в попытке повторить успех трилогии и это меня, честно говоря, невероятно угнетало. Только если гонка от гоблинов в «Братстве Кольца» поражала бесконечными коридорами копей Мории, кромешной тьмой с высокой вероятностью получить нежданчиком по щщам от тролля, ужасом и кошмаром, исходящим от Балрога, то здесь это просто забег компьютерных моделек героев, больше напоминающих персонажей «Diablo 3», а не живых кхм… гномов и людей. Каждая сцена фонтанирует инфантильностью: тут и тролли — это не обезумевшие монстры, так и норовящие раздавить маленьких хоббитов, а тупые разговаривающие (!) животные. Что уж говорить о Смоге, которого во-первых показали весьма фрагментарно (с целью приберечь для будущих частей, чтобы не остывал интерес к сериалу) — только хвост, да глаз, а во-вторых — он тоже говорящий. Нет, я не про то, что он в принципе не может разговаривать — в Средиземье и деревья разговаривают, но в сравнении с ВК, где Саурон был таинственным, молчаливым и беспощадным злом, говорящий дракоша больше напоминает Змея Горыныча, которого можно уболтать отдать золото, отгадав его загадки. Радагаст — один из пяти (!) великих магов Средиземья так и вовсе представлен каким-то маразматичным стариком в отрепьях, изгаженных птичьим помётом, хотя по идее должен быть повелителем леса и животных. Старик в трепье, оседлав зайчиков, носится по лесу на санях… и для кого это снято?
Эффекты, разумеется, стали на порядок эффектнее (чего только стоит «обновлённый» Горлум). Но это даже не должно обсуждаться — фильм снимался почти через 10 лет после съёмок первых трёх частей, так что создатели обязаны были удовлетворить современные требования зрителя к спецэффектам. Но эти эффекты лишь слегка разбавляют всю ту тягомотину, которая тянется на протяжении всего фильма. Экшен-сцен в фильме довольно мало, да и те что есть, честно говоря, не поражают воображения. Кстати, IMAX-картинка вообще не порадовала — осталось ощущение выброшенных на ветер денег.
8 из 10, но из которых 5 баллов — фильм, 1 балл — за ностальгию, 1 балл — за эффекты, 1 балл — за АОЕ от Гэндальфа.