«Штурм Белого дома»/ «White House Down»
Режиссер: Роланд Эммерих
Актеры: Ченнинг Татум, Джейми Фокс, Мэгги Джилленхол, Джейсон Кларк, Ричард Дженкинс, Джеймс Вудс
Бюджет: $150 млн.
Продолжительность: 2 часа 11 минут
Пару недель назад я ознакомился с данным фильмом, поставил свою оценку и забыл, но спустя какое-то время я начал получать отзывы от друзей о том, какой же этот фильм на самом деле дерьмовый и как он мог мне понравиться. Чтобы немного разобраться в положительных качествах фильма и помочь остальным определиться с решением смотреть его или не смотреть, я решил высказаться немного подробнее.
Итак, все вы наверняка знаете, что не так давно на экранах показывали «Падение Олимпа» с Джерардом Батлером и Аароном Экхартом от режиссёра Антуана Фукуа. Там тоже нападали на президента США и тоже больше всех досталось Белому дому. Только в отличие от «Штурма Белого дома», разрушителями Белого дома там выступали северные корейцы, находящиеся на тот момент в тренде (угрозы запуска ракет) и, будем надеяться, перехватившие эстафетную палочку у «совьет юньон». «Падение Олимпа» был вполне неплох в своём жанре, но, лично для меня, мало чем мог запомниться. К слову, подобные «приколы» в Голливуде не редкость, когда практически одновременно запускают в производство фильмы на схожую актуальную тематику. Можно вспомнить бум на зомби-фильмы, недавний период (очередной) популярности вампиров, Линкольна или Иллюзионист/Престиж, и многое другое.
«Штурм Белого дома» отдали снимать Роланду Эммериху, который, наконец, начал отходить от катастрофической темы и снимать нехарактерное для него кино (недавно был примечательный «Аноним», а ещё раньше был «Патриот»). Снимать фильмы о Белом доме — дело очень затратное. В первую очередь потому, что снимать сам белый дом нельзя не то что внутри или вблизи, а вообще даже из прилегающих окрестностей. Поэтому, чтобы показать в кино капитолий, кабинеты, выставочные залы, бункеры и всё остальное, необходимо построить кучу декораций и нарисовать множество элементов в CG, включая прилегающие дома, деревья, дороги и людей на них. Именно поэтому бюджет, казалось бы, обычного боевика, вырос до 150 миллионов долларов.
По сюжету, герой Ченинга Татума — бывший вояка в разводе, пытающийся подружиться с дочерью и устроиться на работу в личную охрану президента (Джейми Фокс). Чтобы как-то сблизиться с постоянно недовольной дочкой, он берёт её на экскурсию в Белый дом — она, видите ли, фанатеет от политики и, разумеется, знает о Белом доме всё, включая количество комнат и расположение всех туалетов. Одновременно с этим, в Белом доме готовится хорошо спланированная диверсия, объединённая с предательством, местью и излюбленными подобным жанром ядерными боеголовками. Ну и что же остаётся такому молодому, крепкому и воевавшему Ченингу Татуму, кроме как спасти президента и всех заложников?
Фильм, в первую очередь, примечателен тем, что не пытается быть сверхсерьёзным. Да, в нём постоянно кого-то убивают, не обошлось и без взрывающихся вертолётов, но в то же время, благодаря сценарию, между президентом и его спасителем образовывается некая химия, не позволяющая скучать во время просмотра из-за обилия перестрелок и взрывов. И тот, и другой, ситуационно шутят и, честно признаться, даже меня некоторые шутки по-настоящему улыбнули. Конечно, я не ржал как олигофрен из тех, что постоянно ходят в кино поглощать попкорн и уссываться со слова «пиписька», но в некоторых моментах я с удовольствием поулыбался.
Именно этим фильм меня и подкупил — отличными актёрами, бодрым экшеном и разбавляющим юмором. Признаю, что это во многом предсказуемый боевик, состоящий на 90% из шаблонов и клише, ну и без американского патриотизма не обошлось. Но я давно уже научился фильтровать подобные вещи как неизбежные. Ну то есть я даже не считаю их за положительную или отрицательную черту фильма — это всегда было, есть и будет. Но я всегда отдавал должное — американцы умеют снимать о патриотизме эффектно и красиво, как никто другой в мире. Фильм многие ругают за чересчур глупые моменты, но как мне показалось, создатели во многом иронизировали над жанром и самими собой, использовав нарочито пафосные и изъезженные обороты. Я просто не могу поверить в то, что при наличии того юмора, что есть в фильме, всё остальное сценарист и режиссёр планировали подать как нечто серьёзное. Серьёзностью всё это даже не пахнет, а вот иронией сильно отдаёт. Хотя я, конечно же, могу ошибаться.
Могу с уверенностью сказать, что «Штурм Белого дома» понравился и запомнился мне больше, чем «Падение Олимпа». Эммерих снял динамичное развлекательное кино (именно так к нему и нужно относиться), а Фукуа — вызывающие зевоту перестрелки. Есть претензии к качеству визуальных эффектов в некоторых из сцен — например, в сцене полёта военных вертолётов по улицам Вашингтона, но, как я уже сказал, практически всё, что мы там видим — смоделировано и нарисовано, так что сильно зацикливаться на «как при 150-миллионом бюджете это не выглядит также, как в жизни?!» я бы не стал. Также, можно сколько угодно говорить о том, что Ченинг Татум — не брутальный убийца, но он таковым казаться и не пытается.
8 из 10.
Если сравнивать фильм с первым и вторым «Крепким Орешком» — он, конечно, ему в чём-то проигрывает, но если с «Крепкий Орешек-5» — то это просто шедевр по сравнению с ним.