«Сталинград»
Режиссёр: Фёдор Бондарчук
Актёры: Пётр Фёдоров, Томас Кречман, Мария Смольникова, Яна Студилина, Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш
Бюджет: $30 млн.
Продолжительность: 2 часа 15 минут
Нет, наверное, на территории СНГ человека, которому не был бы знаком Фёдор Бондарчук. Все знают, что он режиссёр. А если спросить: что снял Бондарчук? Разумеется, 9-ую роту, а что ещё? А, ну Обитаемый остров, да — а ещё? Да, как бы это ни казалось странным или удивительным, но других фильмов у Бондарчука-режиссёра нет. И даже нет той дюжины неизвестных фильмов в списке Кинопоиска, о которых ты когда-то слышал, но не знал, что их снял Бондарчук. Есть пара десятков у Бондарчука-продюсера и около полусотни у Бондарчука-актёра. Но при этом в массовом сознании Бондарчук считается одним из лучших режиссёров постсоветского пространства. Почему? Наверное, потому что у него белые зубы, лысая голова и хриплый голос, а ещё его часто показывают по телевизору.
«Сталинград» — новый фильм Фёдора Бондарчука-режиссёра, который решил произвести небольшую революцию, сняв первый российский фильм в формате IMAX. О чём ещё могли снять первый российский фильм в IMAX, если не о войне? Я прямо представляю себе, как Бондарчук встречается с продюсерами и они начинают выдумывать какой фильм снять в IMAX. Бондарчук, нащёлкивая пальцами левой руки (включили воображение): «Так, так, так, какой жанр это будет? Комедия? Нет. Триллер? Тоже нет. Может фантастика? Нет, слишком дорого. Остаётся только война. Какая? Может быть, гражданская? Нет, слишком маломасштабно. Первую мировую экранизировать немодно, остаётся вторая. Что там у нас было самое масштабное и кровавое? Сталинград, точно!» Или как-то так. Ну то есть мне кажется, что изначально не было идеи снять фильм о Сталинграде, показав нечто новое о той битве. Была идея снять-что-нибудь-в-IMAX.
Но надо отдать Фёдору должное: декорации для съёмок отстроили серьёзнейшие, возведя пару кварталов разрушенного Сталинграда в Ленинградской области. Помимо этого, дома взрывали по-старинке с помощью тротила, танки лепили из фанеры, а не с помощью компьютерных эффектов, то есть делали всё, чтобы никто впоследствие не cмог сказать, что Бондарчук где-то схалтурил. Так о чём же получился фильм?
Сталинград, 1942-ой год. Немцы заняли часть береговой линии Волги, русские пытаются эту линию отжать обратно. Под покровом ночи они подходят с реки, но во время высадки их замечают немцы и взрывают огромные топливные баки, чтобы сигнализировать «своим» об атаке русских. Красивейший взрыв поджигает несколько сотен пробирающихся по берегу в этот момент солдат, а немцы садятся и ждут выживших в окопе. Наблюдая, как горящие каскадёры отчаянно бегут на них и кричат, они пугаются и убегают, но практически все русские войска погибли в огне. В живых осталась горстка солдат во главе с капитаном Громовым, которая заседает в полуразрушенном доме и обнаруживает там 19-летнюю Катю — девушка не желает покидать свою квартиру. Этот дом — якобы последняя преграда перед берегом Волги и немцам непременно нужно его пройти, чтобы попасть в Индию. Постоянно прихорашивающийся и завтракающий шампанским (в Сталинграде, напомню) полковник немецких войск даёт задание взять дом Кроссу из Особо Опасного (Томас Кречман), который на заднем фоне влюбляется в русскую девушку Машу. Кто же выстоит: пятёрка отважных российских солдат, вдохновлённая любовью к Кате или немецкий капитан с кучей людей, оружия, техникой и Машей?
На мой взгляд, фильм получился совсем не о войне. Он, наверное, больше о любви в военной обстановке, причём любви символической. Его надо было назвать как-нибудь типа «Пять солдат и Катя» или «Безнадёжная любовь», но разве кто-нибудь пошёл бы на это в кино в IMAX? И я ведь не могу сказать, что сценарий бездарный и фильм унылый — нет, это отнюдь не так. В принципе, история, рассказанная в «Сталинграде» могла обойтись и без боевых действий вовсе, без формата IMAX, без спецэффектов тоже. На протяжении всего фильма меня не покидала мысль о том, что все эти рапиды и эффекты сделаны не для того, чтобы показать боевые действия, а чтобы показать рапиды и эффекты. И на самом деле их в фильме не так много, как может показаться по трейлеру. Из заметных 3D-эффектов я и вовсе отметил лишь летающий ВСЕГДА пепел и титры. Но в остальном, в техническом плане съёмки, придраться не к чему: картинка чёткая, звук мощный. В таком высоком качестве в России ещё не снимали.
Стоит ли смотреть фильм? Наверное, да, потому что такого качества съёмки фильмов ещё не было, и я не представляю, какой следующий российский фильм можно будет увидеть в IMAX. Но лично мои ожидания он до конца не оправдал. Я смотрел «9-ую роту» в кино 4 раза и на каждом из сеансов люди выходили с опухшими от слёз глазами. На Сталинграде такого не будет, как мне кажется. Герои не вызывают сильного сочувствия и им особо не сопереживаешь. Отчасти, наверное, потому, что фильмов о войне мы все видели очень много и чтобы удивить зрителя, пары сцен с рапидом в фильме о войне недостаточно.
6 из 10