Реальная сказка. Рецензия на фильм

«Реальная сказка»
Режиссёр: Андрей Мармонтов
Актёры: Сергей Безруков, Леонид Ярмольник, Максим Шибаев, Ирина Безрукова
Бюджет: $5 млн.
Жанр: сказка

Начну с того, что мне посчастливилось увидеть этот фильм на одном из трёх предпоказов, организованных самим Безруковым: первый был в Москве, затем — в Астане, и третий — в Санкт-Петербурге. Это был мой первый предпоказ в Астане (до этого я посещал предпоказы, но только в Санкт-Петербурге) и он оставил смешанные чувства. На предпоказ приехал режиссёр, Безруков с женой, Максим Шибаев, Погосян и продюсер. Пресс-конференция к фильму практически сразу превратилась в монолог Безрукова, сетующего на отсутствие финансирования со стороны государства, на жующих и недумающих зрителей в кинотеатрах, на западные мультфильмы и сказки без души, и много что ещё. Астанинская публика встретила киношников радужно и тепло, многие пытались сфотографироваться, постоянно аплодировали. Безруков неустанно говорил о том, как мало сейчас на экранах фильмов, которые можно показать детям, а те что есть — совершенно не те, какими должны быть фильмы для детей, и что его фильм — совершенно не те «хоббиты и Шрэки», к которым привыкло молодое поколение. Говорил, что на сеансах «Реальной сказки» и плакали, и смеялись, и всё это ему очень греет душу. И это понятно — Безруков стал генеральным продюсером картины и её со-сценаристом. Само собой, что он больше остальных переживает за кассу. Ну и переходим к самому фильму.

Из-за того, что современные дети перестали верить в сказочных героев русских сказок, весь сказочный мир был отправлен в ссылку в реальный мир Кощеем Бессмертным (Ярмольник). В реальном мире у них остались некоторые сказочные таланты — Иван-дурак остался дураком, Кощей остался бессмертным, богатыри остались сильными, вот только Василиса Премудрая стала почему-то депрессивной. Все они прижились к нашим реалиям, проживают в Москве и каждый занимается своим делом: Иван-дурак регулярно покушается на Кощея, Баба Яга стала поваром в столовой, Леший стал бичом, Синдбад (!) стал кавказцем-дальнобойщиком, ну и так далее. Кощей приручил трёх богатырей, сделав их своими телохранителями, и заставляет их выдирать страницы из книг со сказками, где описана смерть Кощея. Совершенно не случайно, одна из уцелевших книг попадает в руки к сестрёнке школьника Саши — Олесе, которая узнаёт со страниц книги о том, где же смерть Кощея. Кощей об этом быстро разнюхал и похитил девочку. Саша решает во что бы то ни стало вернуть сестрёнку, а помочь ему могут только сказочные герои.

Мне тяжело объективно судить о фильме, потому как я уже не ребёнок, а фильм, в первую очередь — для детей, но я всё же попробую. Для начала — ни слёз, ни смеха, ни одна из сцен фильма у меня не вызвала. Многие из персонажей ведут себя неадекватно, не буду вдаваться в подробности, но больше всех удивляет мама Саши-Олеси. У неё дочь украли, а она ругает сына за отметки в школе! Ну это ладно. Практически всем героям фильма совершенно не хочется верить и сочуствовать.

Помимо уже ставших привычными для российских фильмов спецэффектов низкого качества, в фильме просто ужасный саундтрек. Что ни трек — так не в тему. Откровенно слабый, совершенно беззубый и незапоминающийся. Песни из советских сказок и мультфильмов до сих пор являются эталонными для детей, и никакие недавние поющие крокодилята, лягушки и прочие не сравнятся хотя бы с раздирающей душу ребёнка песней мамонтёнка (ну просто к примеру). Вместо того, чтобы наполнить фильм качественным саундтреком, в него вставили какие-то ужасно исполненные оркестровые партии, плюс заглавная тема — «Мы сделаны из чуда» какой-то Диляры Вагаповой, которая, я уверен, будет забыта сразу же после фильма (перед показом фильма, в кинотеатре, эту песню поставили чуть меньше чем раз 20, причём обрезанную где-то на середине).

Финальная битва, где Кощей играет в некроманта, вообще могла стать одной из лучших в российском кино, если бы не убогие съёмки и жуткий саундтрек. И ещё: Безруков вот так усиленно давил на то, что его фильм вообще не похож на голливудский, что герои все — чисто из русских сказок, все дела. Но тогда почему ж Илья Муромец — вылитый Арагорн, и что в русской сказке делает Синдбад Мореход!? Ну это так, лишь пара претензий из множества.

Все уже давно привыкли делать скидку нашему кино — мол, бюджет был маловат, что ж вы хотите?, актёрам мало заплатили, опыта недостаточно. Но я почему-то уверен, что в Голливуде, даже при таком бюджете, сняли бы куда более запоминающееся и годное полотно, нежели то, что сняли у нас. И да, сколько ещё мы будем списывать недостатки наших фильмов на отсутствие денег и опыта? Ведь снимают же хорошее кино, когда хотят и есть примеры за последние годы, значит — умеют? Не знаю.

Очень хочется верить, что Безруков действительно переживает за молодое поколение и снимал фильм не только для пополнения собственного счёта в банке. Попытку создать что-то в качестве альтернативы зарубежным сказкам — определённо в плюс, но пока что качество попытки оставляет желать лучшего.

4 из 10.

Посмотрим, как отреагирует детская часть зрителей. Рецензии они, конечно, вряд ли будут писать, но если реакция будет положительной, это совершенно точно отразится на сборах.