Миссия — невыполнима: ездить по правилам

Идея написать пост навеяна вчерашней страшнейшей аварией: на перекрёстке Кенесары – Сарыарка автокран протаранил автобус, полный пассажиров. Происшествие произошло из-за халатности водителей и несоблюдения правил дорожного движения.

Я езжу в Астане второй год, и почти ежедневно наблюдаю халатность и беспредел водителей на дорогах. Не скажу, что в Астане хуже, чем везде или по сравнению с каким-либо другим городом – идиотов везде хватает, так что, несмотря на то, что мои наблюдения были сделаны в Астане, давайте считать, что проблема всеобщая. К сожалению, я всё никак не найду времени и денег, чтобы купить себе видеорегистратор, поэтому я буду вести обычное рассуждение, изредка останавливаясь на частных случаях, ибо, пиздец, наболело.

Я не стану называть никого ослами, дебилами и долбоёбами – в адрес нарушителей и без меня ежедневно сыпется множество ругательств. Я лишь хочу, чтобы какая-то часть моего посыла дошла до тех, кто не считает нужным соблюдать ПДД.

Начать я хотел бы с автобусников. Это просто дикий пиздец, что творят водители автобусов на местных дорогах и я не понимаю, почему британские учёные до сих пор не исследовали тот вирус, что поражает мозг водителей автобусов. А если это не вирус, то что тогда? Что заставляет их пролетать на красный, поворачивая из правой полосы налево? Что заставляет их ехать в крайнем левом ряду, а перед поворотом перестраиваться через весь поток, чтобы повернуть направо? Наконец, какое животное их укусило, раз они выезжают на встречную полосу? Я просто в полнейшем шоке от того, как сложно и одновременно с тем страшно ехать рядом с автобусом. Я лишний раз уже даже не пытаюсь отстаивать право ехать в своей полосе, а просто пропускаю этого чудака, который высунется из окна и машет мне рукой, чтобы я его пропустил. И речь идёт, поверьте, не о выезде с остановки, а прямо посреди потока.

Я пытался понять и разобрать тип водителя «автобусник обычный»: он везёт пассажиров и от него напрямую зависит, за какое время пассажиры доберутся до нужной им остановки, но при этом, от него же зависит, доберутся ли пассажиры вообще, а ещё больше от него зависит, доберутся ли до дома водители другого транспорта. Также, я хорошо понимаю, что работать водителем автобуса довольно изнурительно, и им поскорее хочется выполнить свою дневную норму маршрутов, но ведь речь идёт о человеческих жизнях! Тем более, что езда по правилам – это не какая-то пытка, ведь правила (большая их часть) придуманы для безопасности участников движения и их соблюдение – не какая-то непосильная задача. И ещё меня очень «радует» то, как сотрудники ЖП открыто игнорируют нарушения правил водителями маршрутных автобусов. Всем понятно, что остановка автобуса за нарушение – это вызов гнева нескольких десятков пассажиров, которые не желают понимать, почему их заставляют ждать, но ведь давным-давно существует возможность анализировать нарушения по записям камер наблюдения, а у того же сотрудника ЖП есть возможность банально записать время и место нарушения с номером автобуса, чтобы впоследствии наказать нарушителя. У меня просто не укладывается в голове: почему водителю автобуса сходит с рук то, за что у меня бы забрали права и потребовали штраф. Чем он лучше любого из участников движения? Откуда у него могли взяться привилегии? Тем более, что очень часто, нарушая правила, водители автобусов создают аварийную ситуацию на дороге. Но при всём при этом, всё это остаётся безнаказанным. Я десятки раз был свидетелем нарушений на глазах ЖП, но ни разу не видел, как за эти нарушения кого-то хотя бы остановили, чтобы объяснить, что он везёт людей и рискует их жизнями.

Несколько месяцев назад, я попал в такую ситуацию: при повороте налево по стрелке, передо мной, прямо на перекрёстке, вылетел с правого ряда автобус, резко подрезав меня, из-за чего мне пришлось притормозить и проехать на жёлтый сигнал светофора. Стоявший за перекрёстком сотрудник ЖП тут же остановил меня и пытался привить мне проезд на запрещающий сигнал светофора. Я потратил около 40 минут на то, чтобы объяснить ему, где начинается перекрёсток и почему я повернул на жёлтый, а водитель автобуса уже через 40 секунд, как ни в чём не бывало, отъехал от своей остановки. И лишь моё упрямство позволило мне тогда остаться с правами и без штрафа. То есть, судя по сложившейся тогда ситуации, поворачивать налево из правого ряда, подрезая другого участника движения – можно, а мне нужно было остановиться посреди перекрёстка, где меня подрезали, потому что в этот момент уже загорелся жёлтый. Так что ли?

Система фиксирования нарушений у нас чрезвычайно страдает. У нас можно безо всяких проблем выехать на середину перекрёстка, за которым образовался затор, создав при этом помеху для проезда другим водителям, потом понять, что вылез слишком далеко и перекрёсток не освобождается, а тебе сигналят 20 человек, после чего спокойно сдать задом, встав на пешеходном переходе! Это нарушение трёх или даже четырёх правил дорожного движения, но я неоднократно видел, как сотрудники ЖП не обращают на это внимания! Или вот эти все нетерпеливые господа, начинающие движение за 3-4 секунды до того, как загорелся зелёный и сигналящие, если ты не начал выезжать на перекрёсток в это же время – это тоже у нас остаётся без внимания ЖП, всегда пожалуйста, зато проехать на жёлтый из-за автобуса – это нарушение, да.

Хорошо, когда у тебя с документами всё в порядке и тебе приходится лишь доказывать свою правоту в поведении на дороге, но не дай бог нет печати в доверенности – машину на штраф-стоянку. Причём это ведь откровенный развод: в правилах нет никакого нарушения за отсутствие печати в доверенности. Меня несколько раз пытались так развести, клянусь, но они обычно придираются к таким вещам, когда уже вообще не до чего доебаться – от безысходности. Ну и опять же: возить пассажиров, нарушая все возможные ПДД – можно, а ездить без печати ГАИ в доверенности – запрещено?

Я устал наблюдать, как автомобили с номерами серии ADM или просто владельцы дорогих внедорожников ездят так, как им вздумается, а всё те же ЖП делают вид, что не заметили нарушения. Проехать на красный – без проблем. Даже если ты проезжал на жёлтый, а он – за тобой, на красный, тебя остановят, его – нет. Это обычное дело, но разве это правильно? Разве это справедливо? Я согласен, что в таких случаях отвечать нужно только за себя, но почему этих внезапно привилегированных лиц не привлекают к ответственности наравне с обычными смертными? Я, когда вижу такие нарушения, всё время думаю «Эх, нет на тебя мента за углом», а когда поворачиваю за угол – так вот же он, стоит, смотрит, как я проеду перекрёсток, включив какой-то фильтр в глазах, не позволяющий ему заметить нарушение правил автомобилем с номером ADM.

Я всё ещё не понимаю, почему у владельца Cayenne или Land Cruiser должно быть преимущество на дороге и у меня есть хороший пример, подтверждающий их обуревание. Я ехал в левой полосе, потому что собирался поворачивать налево через 500 метров. За мной образовался Cayenne, начавший неистово моргать мне фарами и сигналить, чтобы я пропустил его. Я продолжал движение по своей полосе, соблюдая скоростной режим – какого хуя я должен его пропускать? Чтобы меня обогнать, он проехал не по свободной правой полосе, а выехал на встречную, пересекая двойную сплошную, обогнал меня и что бы вы думали? Остановился передо мной, не давая мне проехать – типа отомстил! Постоял так секунд 15 и уехал, чтобы через несколько метров встать на перекрёстке на красном. Ну не пиздец, а? Ладно на трассе – он едет 200, да и пусть едет – мне проще пропустить, но в городе, с большим количеством пешеходов и других автомобилей, я никогда не пропускаю таких умников. Я обещал никого не обзывать плохими словами, но сдерживаться в таких случаях очень тяжело.

Я вот не знаю – может я чересчур следую правилам, но я испытываю практически физический дискомфорт, если еду не в полосе движения. У нас же – как «за здравствуй», водитель может ехать на двух полосах одновременно и остаётся только гадать, как его объезжать и куда он повернёт, ведь поворотники включать у нас тоже не принято. Вот этого мне тоже никогда не понять: ну неужели это какие-то нечеловеческие физически нагрузки – протянуть своевременно руку и включить сигнал поворота? Иначе говоря: ПОЧЕМУ МОЖЕТЬ БЫТЬ В ПАДЛУ ЭТО СДЕЛАТЬ?! Нет, ну правда! Включил поворотник и всё – все знают, куда ты поедешь, и не будут мешать, сигналить и ругаться, все счастливы. В таких случаях, я испытываю едва сдерживаемое желание протаранить перестрающегося без поворотника удальца, но в последний момент мне становится жалко свою машину — она-то тут ни при чём.

У нас никто не думает о том, чтобы создать комфортные условия другим участникам движения – все думают только о себе, так что стоять в левом ряду и болтать по телефону, а поворотник включить в момент загорания зелёного – это вполне нормально. У меня есть знакомая, пожелавшая остаться неизвестной, которая рассказала, как сейчас обучают частные учители вождения (их нанимают, когда права достаются в подарок, чтобы хоть как-то научить не сидевшую никогда за рулём девушку ездить). А учат они так (выдержка): поворотники при перестраивании включать не нужно – тебя пропустят, когда увидят, что ты перестраиваешься; в центральное зеркало смотреть не надо – достаточно смотреть в боковые зеркала. Я серьёзно, безо всяких выдумок – именно так её и учили ездить! Разумеется, что такое «обучение» порождает целый выводок таких же нарушителей, которые даже не знают, что они что-то там нарушили.

Что со всем этим делать – не понятно. Как заставить людей ездить по правилам? Штрафы в нашем коррупционном мире не могут мотивировать людей ездить по-человечески, а физического наказания у нас точно не введут. Так как же быть? Из-за таких нарушителей регулярно страдают невинные пешеходы и пассажиры. И даже ошибки других водителей никак не влияют на нарушителей! Неужели мало примеров, когда алкоголь становился причиной смерти? Но нет – многие продолжают испытывать судьбу, садясь за рулём пьяными. Я, честное слово, не могу придумать никакого решения, способного всех и разом, да хотя бы большую часть водителей, ездить по правилам. В карму я уже не верю – не может же быть, что всех этих лихачей не настигает кара. Человек идёт на нарушение осознанно, значит, и ездить по правилам он должен осознанно, но сознание – последнее, о чём думает нарушитель, пролетая на красный без поворотника.

Самое обидное, что у дорожных неадекватов постоянно появляется новая смена – подрастающее поколение видит, как их отцы и родственники плюют на правила, так почему они не могут делать того же? Совсем недавно, мне пересказали, казалось бы, безобидный случай: школьник сбил девушку, едя на велосипеде по проезжей части. В это сложно поверить, но удар был действительно сильным, потому что девушка не просто упала, а подлетела, сбитая с ног. Упав, она сильно раскорябала себе обе ноги об асфальт и разорвала юбку. И что вы думаете, сделал этот молодой перспективный юноша? Извинился и помог подняться? Нет, это ведь выше него! Он стоял и ржал, вместе со своим упоротым другом, который подъехал и буквально истерически заливался хохотом над девушкой, рыдающей сидя на земле. Свидетелем всего этого стала моя жена, и она посчитала своим долгом поставить этих уёбков на место, но это же не нормально! Разве так должен вести себя человек, нанёсший физический вред другому человеку? Как же мне хотелось треснуть смачный подзатыльник этим будущим водителям, с которыми мы непременно столкнёмся на дороге.

Я уверен, что у каждого из нас наберётся целый набор подобных случаев, свидетелями которым мы стали. А это значит, что идиотия на дорогах будет продолжаться, и не в наших силах что-либо изменить. Я просто хочу попросить тех, кто, возможно, считает, что проезд на красный сигнал светофора действительно поможет им приехать куда-то быстрее – выигрыш в несколько секунд ничто по сравнению с тем, что кто-то может серьёзно пострадать. Я призываю всех, если вы раньше этого не делали, прочитать правилам дорожного движения. Там много левоты и рычагов для вымогания взяток, но, в то же время, следование правилам позволит вам не создавать помеху другим участникам движения, а это, поверьте, очень важно.

Время от времени, можете посматривать сообщество в ЖЖ — ru-chp, там очень много примеров доказательства моих слов. Вот вам пара нарезок оттуда.

Всех благ!