За всю свою жизнь я посетил немало музыкальных концертов и если в детстве это были концерты Булановой, Сташевского и БИ-2, то после моего переезда в Санкт-Петербург, это стали, в основном, рейвы. Но есть среди всех этих посещённых мною концертов несколько, произведших на меня наибольшее впечатление. Концерты будут идти в хронологическом порядке, а не в порядке важности для меня.
1. Концерт группы «На-На» в Актюбинске. Центральный Стадион
Я не помню, в каком году это было, но тогда стало настоящей сенсацией для нашего маленького города: к нам в Актюбинск приедет На-На, бывшие тогда на пике популярности! Их слушали тогда абсолютно все, так что это было не то чтобы не стыдно, а даже почётно — если ты ходил на этот концерт. Я был тогда ещё настолько мелкий, что ходил на концерт с родителями. Я тогда впервые попал на стадион и помню, как меня очаровала атмосфера, созданная огромным количеством зрителей — это был мой первый крупный концерт. Стадион был заполнен под завязку, но артисты всё никак не выходили на арену — так прошло полчаса, затем два, а потом ещё полчаса или час. В общем, они опоздали примерно на 3 часа, но дождались их практически все. Позже я узнал, что они были упоротые и развлекались это время с фанатками, но тогда им было позволено абсолютно всё. Спели они не так много песен — основные хиты типа «Фаина», «Шляпа», «Боз Жорга» (которую они пели на празднике переноса столицы из Алматы в Астану в 1997), что-то ещё, но даже это вызвало у меня, как и у всех остальных, просто дикий восторг! Ведь вот только что, перед нами, скакали по газону стадиона сами На-На! Это было незабываемо.
2. Колбасный Цех 5. 6, 7 марта 2005 года. ДС «Юбилейный»
Тут нужна небольшая предыстория. После переезда в Питер, я познакомился со многими интересными людьми, один из которых предложил мне пойти на Колбасный Цех 3 в 2003 — рейв-фествиваль, проводимый ежегодно танцевальной радиостанцией Radio Record. Суть фестиваля: собрать актуальных, либо бывших когда-то актуальными диджеев, которые выступали на большой арене, а всюду по сцене расставить танцующих голых баб (именно оттуда стала культовой фраза МС Вспышкина «Вызываю голых баб»). Средняя посещаемость этих рейвов была от 15 до 25 тысяч человек (преимущественно — обдолбанная школота). Меня, приехавшего с периферии, событие таких масштабов поразило до глубины сознания. Тогда было популярно такое музыкальное направление как Pumping House, что называли не иначе как «колбаса» и теперь будет xlbo-style: «Рекомендую включить и продолжить чтение, чтобы проникнуться тем временем. :)».
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, насколько примитивной была эта музыка, но именно она тогда олицетворяла танцевальный андерграунд. После КЦ-3 вышел диск с лучшими записями с рейва и внутри обложки диска была пара фоток с концерта, на одной из которых, прямо по центру, была моя рожа!!! Вообще, там фоткали резиновую женщину, которую Юля Паго пустила со сцены по зрителям, но прямо под этой куклой, был я! Символично, не правда ли? Нет, но вы только представьте: оказаться практически на обложке диска, который покупают десятки тысяч школьников! Я очень гордился этим. Помню, я ещё пришёл в голубой рубашке, я же думал «концерт» ведь!
КЦ, во многом, определил направление музыки, которое я слушал тогда. Сначала — pump, постепенно он перерос в Electro, потом повсеместно распространился Trance и меня настолько завернуло его волной, что я слушаю его до сих пор, но о трансе — ниже. В 2005-ом году, всё тот же друг (одногруппник) предложил мне пойти на очередной КЦ-5 (после 2003 я не пропускал их), причём не в качестве обычного зрителя, а в качестве VIP-гостя! Его мама тогда работала на телеканале Мир и она собиралась брать интервью у МС Вспышкина для своего репортажа, а мне мой друг предложил дать интервью как фанату этого сумасшедшего старика. Дать интервью? Пффф. Для меня это никогда не было проблемой, тем более, что за это мне дали пропуск за кулисы, где куча голых баб и лучшие ди-джеи планеты! Ничего более впечатляющего в моей жизни ещё не было. Вспышкин, к слову, был тогда культовой фигурой среди питерской (и не только) молодёжи. Его так любили, что, например, у моего друга, был автограф Вспышкина в паспорте!
Интервью я дал легко и непринуждённо, но, честно говоря, не был уверен — покажут ли его когда-нибудь вообще. Через, примерно, полгода, мне звонит ошалевший отец и орёт в трубку: «Серёга! Ты чё в телевизоре делаешь?!» — ему позвонили друзья, и сказали, что меня передают по телеку и я рассказываю про какого-то старика :). Так вот, после интервью, мы с моим одногруппником начали тупо шататься по закулисью, смотреть на голых баб, но потом подумали, что такого шанса больше может и не быть и попёрлись на сцену. В тот вечер, на сцене играли такие люди как Aquagen, DJ Aphrodite (!), 666, Club Caviar, MC Вспышкин, Slim Line, Master Blaster, Global Deejays, Чугунный Скороход и… гвоздь всей ночи: Benny Benassi! Да, это было как раз то время, когда весь мир двигался под Satisfaction, или, иначе говоря: я видел бога (Афродайт тогда уже не был в тренде).
И вот мы такие, обуревшие до конца, вышли на сцену, когда за вертушками Бенни Бенасси, взяли из холодильника для диджеев по паре банок Балтики-7, стоим и слушаем, пританцовывая, музыку, прямо рядом с Бенасси и пьём пиво! Самая главная мысль, прописавшаяся в моей голове тогда, была: «Жизнь удалась». После того, как он отыграл, я взял у него за кулисами автограф, не забыв полизать жопу, сказал, что «Hypnotica» была божественной и мы с нетерпением ждём от него новых альбомов. Были у меня и фотки, как я стою за плечом Бенни, было и видео интервью, но всё это ушло в Севастополе. Вот тут видно, но плохо, как справа от Бенни, за чуваком в зелёной жилетке стоит мой друг, а за ним я — в оранжевой футболке.
КЦ-5 был первым и последним рейвом, который проходил две ночи подряд, но во второй день мой друг не пошёл, а мне самому стало стрёмно щемиться за кулисы, так что я тупо оторвался в одно лицо: в ту ночь выступали другие ди-джеи — Klubbheads, Drunkenmonkey, Leeroy Thornhill, Boozy-Woozy, Steve Murano, Commander Tom, Kosmonova, X-Mode. Лирой, кстати, отыграл сумасшедший breaks-сет, под который я потерял несколько килограмм пота (после него я плотно подсел на breaks). Что мне всегда нравилось на этих рейвах: я мог безо всякого алкоголя и наркотиков (всё это было дорого для меня-студента) плясать всю ночь, от начала до конца, и там даже идеи посидеть не возникало — музыка была настолько улётной, что мне казалось непростительно пропускать любого из ди-джеев.
3. The Prodigy. 18 июня 2005. Ледовый дворец
Prodigy я слушал очень давно и всю жизнь был их фанатом. Именно их музыка, с самых ранних лет, породила мою любовь к ломаному ритму. Какова же была моя радость, когда любимейшая из групп записала новый альбом после многолетнего перерыва: «Always Outnumbered, Never Outgunned». Именно в поддержку этого альбома, вышедшего в 2004-ом, они приехали во второй раз в своей истории в Россию. Билет я купил не раздумывая. Изначально, этот концерт должен был проходить 2 апреля, но из-за того, что Кейт Флинт упал с мотоцикла (вроде как), его перенесли на июнь. Я, конечно же, безумно расстроился и обломался, приехав к Ледовому дворцу 2 апреля, нажравшись заранее яги, но организаторы извинились и пообещали устроить обещанный концерт позднее.
18 июня, наконец, наступило и я специально приехал пораньше: я всегда пробираюсь к самой сцене, ибо именно там происходит всё самое интересное и именно там всегда творится самая жесть, но такой жести, какую я увидел на концерте Prodigy, я не видел ни на одном из рейвов. Ну, то, что можно было поджать ноги и не упасть, я уж и не говорю: давка была анреальная, но, для начала, мне из ног сделали ласты. В основном, перед сценой собрались бухие малолетки, каждый из которых считал своим долгом по-максимуму отпрыгать на чужих ногах. А потом они начали творить вообще что-то дикое: брали кого-нибудь из своей толпы и начинали толкать друг к другу, чуть ли даже не бросать (это называется slam). Эта жертва расталкивала остальных людей в разные стороны и представьте себе, что это значит в условиях плотнейшей толпы и жуткой давки. На ногах устоять было очень сложно и я тогда многократно пожалел о своём желании пролезть к сцене. Были даже моменты, когда мне казалось, что вот-вот и вся толпа начнёт заваливаться, как карточный домик, и эту цепную реакцию будет не остановить. Кое-как мы всё-таки устояли на ногах, но эти тупорылые школьники вывезли меня тогда по полной.
Сам концерт длился всего 1 час 20 минут, что никак не укладывалось в привычное тогда для меня понимание концертов: я ведь привык к рейвам, которые длились целую ночь, а тут я вышел из Ледового и ещё светло даже. Отыграли они очень круто и энергично. Кейт, по обыкновению, плевался в толпу, а толпа плевалась в него. Лайам — как обычно, сидел за пультом. Максим был в таких крутых белых баскетбольных рукавах. Впечатлённый, я купил себе даже один такой же. Самое впечатляющее было, когда Максим, исполняя Spitfire, спустился со сцены и пошёл по залу среди зрителей — его путь освещал луч прожектора, а охранники расчищали дорогу от пьяных фанатов. Он прошёл мимо меня в паре-тройке метров, так что я тогда считал себя самым счастливым фанатом Prodigy в мире! Можно сказать, что я осуществил тогда свою детскую мечту.
4. Armin van Buuren. 7 марта 2007. ДС «Юбилейный»
Как я уже писал, я подсел на транс. Начал я его слушать в 2005-ом году и к 2007-му Армин был для меня человеком и диджеем номер 1 в мире: я слушал абсолютно всё, что он делал, так что, когда я приехал в январе со сборов и увидел в метро рекламу ивента, раздумывать я не стал, и сразу же купил билет.
Армин Россию до этого не посещал, но армия фанатов транса выросла настолько, что организаторы были уверены в успешности рейва с Армином в качестве хедлайнера (на ряду с Полом Окенфолдом). К тому моменту, транс уже стал основным направлением танцевальной музыки на Radio Record, и они начали транслировать его всемирноизвестное шоу «A State of Trance». Благодаря всем этим факторам, был побит рекорд посещаемости рейвов за всю историю питерских тус: чтобы посмотреть на Армина, в Юбилейный пожаловало более 35 тысяч человек! Что там творилось в гардеробе — вы себе не представляете… Я никогда не понимал, как толпа может затоптать людей насмерть, но когда я стоял в очереди в гардероб, я скорее мог поверить в то, что не выйду оттуда живым.
Тот сет Армина я и по сей день считаю лучим сетом в истории транса: он отыграл тогда абсолютно всё самое лучшее, что играло тогда в ASOT’ах, а я и мой кореш — ну нас просто там размазало по танцполу. Это было феерическое шоу с огнём, какими-то огромными шарами, которые валились с потолка на головы, но самое главное — это музыка, которую играл Армин! Это было нечто волшебное. После его выступления, на сцену из вип-зоны выбежал чувак и начал кланяться в ноги Армину, а мы все стояли и понимали, насколько же он прав — любой из зала сделал бы то же самое. Жаль, что пропуск в вип-зону мне достался не в тот раз.
После того концерта, Армин приехал в следующий раз в Россию спустя 3 года. Суммарно, я был на концертах Армина четыре раза: в 2007 на КЦ, в 2010-ом на Трансмиссии, в 2011-ом на Armin Only, в 2012-ом на ASOT-550. Но переплюнуть тот сет Армин (по крайней мере, для меня) так и не смог.
5. Linkin Park. 5 июня 2007. Ледовый дворец
LP я начал слушать после выхода Hybrid Theory и, до сих пор, считаю тот альбом их лучшим творением. Я того времени вообще не сильно жаловал инструментальную музыку, но LP слушал всегда. В мае 2007 года они выпустили альбом Minutes to Midnight и через месяц уже привезли его в Питер в рамках Greenfest от Tuborg — это был их первый визит в Россию. Я пошёл снова один и снова ломанулся к сцене — в самую жесть. Ну, думаю, фанаты LP же порядочные, вряд ли там будет анал.
Такого анала, как на Prodigy, там не было, но там были какие-то сумасшедшие рокеры с длиннющими волосами, которые вытаскивали вверх «козу» и мотали своими патлами по кругу. Я, сколько слушал LP, никогда не приписывал их музыку к хард-року. Да и роком назвал бы с натяжкой: всё-таки у них немного иная подача музыки и текста, совмещающая и рэп, и рок, и электронную музыку. В общем, толпа таких волосатых мужиков меня маленько удивила.
А группа выступила волшебно! По-началу толпа, сидящая на трибунах, вела себя пассивно (там, где был я спокойно не было вообще никогда), но постепенно, ряд за рядом, я замечал, как люди встают и танцуют, и прыгают, и зажигалочки подоставали. Пик всеобщего экстаза зала я ощутил, когда вся группа пошла перекурить, а на сцене остался один Майк Шинода и на пианино начал играть и петь My December. Вот даже сейчас я пишу, вспоминаю, и меня мурашки душат! Это было не-ве-ро-ят-но! У кого были зажигалки — достали зажигалки, у кого не было — включили телефоны. И вот так, весь зал, в едином порыве подпевал и раскачивал огоньками под вокал Шиноды. Честер — вообще нечеловеческой энергетики человек, голосом которого до сих пор заслушивается весь мир. В тот раз я как-то по-особенному ощущал все те песни, которые знал наизусть: от них шла какая-то безумная энергия, заставляющая меня непрерывно улыбаться от счастья.
Без преувеличения — величайший концерт в моей жизни. К сожалению, видеозапись вести было нельзя (при мне вывели несколько человек с камерами), но весь концерт снимался и транслировался на экраны под потолком — т.е. запись, по идее, есть, но её так и не распространяли. Через год я встретился с сокурсником и оказалось, что он был звуковиком на этом концерте и он умудрился записать весь концерт, и даже обещал им поделиться, но потом я как-то потерял с ним контакт.
Уже после концерта я узнал через фанатский сайт LP, что они в свободном доступе гуляли по Марсовому полю, с ними все фоткались,… пиздец! Я ещё долго не мог себе этого простить. Нашёл сегодня фотку с фанатами на Марсовом поле и охерел: это там Усачев справа спит что ли?
6. White Sensation. 11 июня 2008. СКК
Это был первый раз, когда Sensation проводился в России и тогда он ещё не попал в грязные руки MTV, которые перенесли ивент в Москву и начали приглашать всяких там Тимати, прости господи. Тимати! На европейском техно-рейве!!! Я бы не поверил никогда в это сам, если бы не видел собственными глазами лайн-ап.
Все наверняка в курсе, что идея ивента в том, что абсолютно все посетители обязаны прийти в белом. Конечно, там пускали и не в белом (дорогущий билет ведь оплачен), но 99% всех посетителей не стали отклоняться от концепции и оделись по правилам дресс-кода. Кто-то даже умудрился приехать праздновать свадьбу — прям жених, невеста, свидетели. Тогда посмотреть на первый Sensation в Питер съехался народ со всей России и СНГ. Вообще, аудитория посетителей рейвов в Питере очень интересная и среди них — много забавных людей, не стесняющихся наряжаться так, чтобы выделяться на фоне остальных. Мне импонируют такие люди.
Так вот, лайн-ап первого Sensation был довольно скудным — было всего около 6 ди-джеев, пара из которых была из России, а из известных там был Carl Cox, Ferry Corsten и Fedde Le Grand. Честно говоря, я пошёл по большей части из-за шоу и ради Ферри. Декорации привезли то ли пятилетней давности, то ли ещё древнее (обычно декорации ивента путешествуют по городам Европы), но для первого раза в России это всё равно было фантастически!
Больше всего мне запомнилось две вещи: огненное шоу во время трека Ferry Corsten — Beautiful, от которого у меня закружилась голова — настолько это было невероятно. Огней было не так много, но они выстрелили и осветили весь зал в такой момент трека, когда наступает практически физический оргазм от музыки. Второе — Megamix. Это полчаса, когда за пультом никого нет, просто играет сумасшедший сет из разных стилей музыки, с потолка спускаются акробаты в костюмах — типа пришельцы высаживаются. В общем-то этот мегамикс стоил вообще всего рейва — я вот даже так скажу. Сначала зазвучала сирена с андроидным голосом на фоне, оповещающим об атаке, вышли роботы, начался сет, а кульминацией этого получаса безумного драйва была бессмертная песня — «Smells Like a Teen Spirit» в ускоренном варианте, под которую вокруг всё начало взрываться фейерверками, по залу (прямо над головами!) летали ракеты, а весь зал в едином порыве прыгал под неожиданную песню всех времён и народов. После этого мегамикса я ещё долго не мог прийти в себя — это было просто ошеломляюще круто, меня буквально свалило с ног! Вся толпа была просто в ауте от такого перфоманса.
Сейчас я хожу по концертам мало по одной причине: я переехал в Астану :), а сюда никого нормального не привозят. Если у Вас есть чем поделиться, милости прошу в комментарии.
Всех благ!