В далёком 2007 году, сразу после универа, я работал на крупном Санкт-Петербургском заводе. Крупным он был, естественно, во времена СССР, сейчас же, как и многие другие заводы, переживал далеко не лучшие времена.
Я проработал там полгода, после чего ушёл на другой завод (о нём мне тоже есть что рассказать), и мало что осталось в памяти от того глухого места, но была неделя, которая запомнилась мне надолго. Неделя мучений и пыток.
Как-то раз приходит ко мне старший сисадмин (я был там сисадмином, но не старшим), такой: Эээ… тут у нас проводится «Программа обучения специалистов ТО работе на персональном компьютере», я сегодня им почитал, чо-то мне не вставило, да и в падлу, давай ты дальше будешь!.. Я: Эээ… ЗА ЧТО!?
Я приведу пару пунктов с бумаги с перечнем тем, которую всучил мне старший сисадмин. Эти и ещё несколько подобных пунктов я рассказывал старым тёткам. Лекции проводил. По компьютерам. Тёткам. Тёткам — в смысле которые предпенсионного возраста. Ни разу не сидевшие за компьютером, и не понимающие даже приблизительно, что такое мышь, что такое клавиатура, не говоря уже об интерфейсе ОС Windows.
Итак, вот темы наших занятий:
«1. Правила включения компьютера (сетевой фильтр, монитор, системный блок, принтер). Знакомство с кнопками и лампочками на лицевой панели системного блока, их назначение. Приветствие, рабочий стол, ярлыки на рабочем столе. Включение компьютера.
2. Основные кнопки на клавиатуре. Переход с RU на EN и обратно, печать заглавными и прописными буквами, пробел, Enter, Del, и Back Space. Начало работы. Кнопка „ПУСК“. Выбор программы, которая будет использоваться для работы».
… И в таком духе!!!.. Пиздец! и всё это продолжалось каждый день на протяжении недели! Но всё оказалось гораздо хуже, чем я ожидал. Расскажу так, как это примерно происходило.
У меня было две смены — в 10 и в 11 утра. по три тётки.
Смена один.
Первая тётка — старая бабка. Ходит в платке. Голос у неё такой, каким разговаривают обычно бабки в сказках и в Ералаше. И это бесит ещё больше. Такие говорят „коЛидор“ и „четверЬг“. Когда нажимает на мышку, СМОТРИТ, куда нажимает и держится за неё ДВУМЯ руками. Двигает ею неуверенно, медленно. Постоянно повторяю для неё много раз.
Вторая тётка — постоянно ржёт по поводу и без. Лет 40, с хернёй. Всмысле 40 с хернёй, а не тётка с хернёй. Постоянно жмёт куда не надо и продолжает это делать до тех пор, пока я не уберу её руку с мыши. На одном из занятий из-за неё я прилюдно несколько раз бил себя по лбу от того, что она делала совершенно не то, что я ей говорил — у меня сложилось впечатление, что специально. Чуть не вывела меня из себя до слюней и криков.
Третья тётка — просто тупая. Тормозит постоянно. Возраст — под 60. Я даю задание, подробно разжёвывая, что куда и как, после чего она сидит и глазами бегает по монитору и говорит „так… так… так…“ Что, бля, так? Не даёт мне показать ей, куда нажимать — при моих постоянных и настойчивых попытках взять из её рук мышку, убирает её и тянет к себе.
Смена два.
Первая тётка — лет 50. Постоянно красит грубы в яркий цвет и жуёт жвачку, громко чавкая. Носит очки и смотрит на меня всегда из-под этих очков, наклоняя так лицо, и смотрит этим взглядом несколько секунд. Когда я говорю: „Дважды нажмите по документу левой кнопкой мыши“. Она смотрит на меня. И я говорю „вот по этому файлу нажмите дважды“ — тычу линейкой в монитор. Я говорю: „Чтобы открыть документ, нажмите дважды“. Она смотрит на меня так, как будто я тут долбоёб и несу херню какую-то. Продолжается это до тех пор, пока я не нажму на кнопку сам.
Тётка вторая. Маленькая такая, ростом метр 50 наверное. Постоянно спрашивает меня, почему так, а не так. Однажды порвала мне моск тем, что спрашивала, что такое Интернет и как им пользоваться. „Я открываю Интернет, а там всё на английском. Как от этого избавиться?“ Я говорю: „От чего избавиться? Так должно быть. Это зарубежный сайт“, и она говорит: „Ну а как мне его сделать на русском“, и я говорю: „Никак. Это просто зарубежный сайт“. И она говорит „Ну а как мне избавиться от этого?“ Я бью себя рукой в лоб. Громкий шлепок.
Тётка три. Лет 54 где-то. Изображает из себя всезнающего гуру. Она действительно самая „продвинутая“ из всех. Но это раздражает тем, что пока другие делают то, что говорю я, эта тыркает везде и чо-то постоянно пытается изменить, после чего спрашивает — «в чём дело?» Откроет какие-то левые документы, скроет куда-то в задницу панель, понаписывает всякого бреда в ячейках таблицы, а потом смотрит на меня с таким довольным видом «я всё сделала!», а я говорю: «Что это?». И она говорит: «Я не знаю». Ещё раз хлещу себя по лицу.
Вот примерно так я получил первый в своей жизни педагогический опыт.